Прожектеры. Политика школьных реформ в России в первой половине XVIII века (Федюкин Игорь) ; Новое литературное обозрение, 2020
от 460 р. до 1714 р.
Автор(ы): Федюкин Игорь;
Издатель: Новое литературное обозрение
ISBN: 978-5-4448-1257-0
ID: SKU87546
Сравнить цены
Цена от 460 р. до 1714 р. в 7 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Лабиринт 5/5 | 829 р. 1184 р. | наличие уточняйте 25.02.2024 |
Буквоед 5/5 | 764 р. Минимальная сумма заказа 100 рублей | наличие уточняйте 27.03.2023 |
Book24 5/5 | 861 р. | наличие уточняйте 06.02.2023 |
Яндекс.Маркет 5/5 | 1714 р. | наличие уточняйте 24.02.2024 |
МАЙШОП 5/5 | 460 р. 766 р. | наличие уточняйте 23.02.2024 |
Подписные издания | 717 р. | наличие уточняйте 23.05.2023 |
OZON | 571 р. | наличие уточняйте 03.01.2024 |
AliExpress 5/5 | ||
Читай-город 5/5 | ||
Мегамаркет 5/5 | ||
Описание
Смотри также Характеристики.
Яндекс.Маркет
Содержание
Введение
Глава 1
Монахи, мастера, миссионеры в позднемосковский
период:
от учительства к школе
Глава 2
Навигацкая школа и "прибыльщик" Курбатов 104
Глава 3
Морская академия и "мнимый барон без всякой
дипломы"
Глава 4
Морские школы и петровские регламенты,
1710-1730-е годы
Глава 5
Сухопутный шляхетный кадетский корпус в эпоху
"дворских бурь"
Глава 6
Щеголи, фавориты и другие реформаторы школ,
1740-1750-е годы
Заключение
Библиография
Именной указатель
О книге
Серия | Historia Rossica |
Издатель | Новое литературное обозрение |
Год издания | 2020 |
Страниц | 424 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-5-4448-1257-0 |
Размеры | 14,40 см × 22,00 см × 2,20 см |
Формат | 60х90/16 |
Автор(ы) | Федюкин Игорь |
Тематика | История России до XIX века |
Тираж | 1000 |
Кол-во страниц | 424 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Отзывы (1)
-
spl
- 9 февраля 20214/5
Автор этой любопытной, но не блестящей книги – Игорь Игоревич Федюкин (1974-), бывший журналист, бывший чиновник, нынешний ученый и преподаватель. Защитил в США диссертацию, которую переработал позже в книгу, о которой я пишу этот отзыв. Перевод с английского сделан автором.
В очень обстоятельном и несколько занудном введении к своей работе И. Федюкин пишет, что новые институты Нового времени, такие как школы, не возникали «сами по себе» и не вызывались к жизни ни некоей безличной волной «европеизации», ни потребностями войны и технологического прогресса. Они были результатом усилий, предпринимавшихся вполне конкретными личностями и группами для реализации их личных проектов и достижения их собственных целей – карьерных, материальных, идейных, а чаще всех вместе взятых. Рост государства происходил постольку, поскольку он создавал предприимчивым деятелям благоприятные условия для реализации их инициатив. Данная книга представляет собой попытку изучения этого процесса на примере развития школ в России на ключевом этапе строительства современного (или модерного, как любит писать И. Федюкин) государства, при Петре I и его ближайших преемниках.
Чаще всего создание школ того времени видят, как результат титанической деятельности самого императора, решавшего задачи военной реформы и создававшего «нового» человека и европейскую элиту. Автор вполне убедительно показывает, что сам царь-реформатор не написал ни одно развернутого текста об образовании, а настойчиво требуя от своих подданых учиться, никогда практически не объяснял, что же конкретно это может означать. По большей части все образовательные достижения его времени связаны с делами его поспешников, которым он скорее не мешал, чем помогал. При этом появление новых школ при Петре и позже было итогом отдельных, частных, нескоординированных действий самых разных лиц. Для их действий автор и использует понятие «прожект» и «прожектерство». В своем исследовании И. Федюкин делает попытку выявить и изучить таких игроков, понять методы, которыми они действовали, а значит, и логику, которая определяла изобретение новой школы в период с конца 17 в. и до восшествия на престол Екатерины II.
Многие использованные И. Федюкиным источники (а он активно привлек архивные материалы, воспоминания, труды отечественных и зарубежных историков) называют прожектерами самих монархов и ключевых вельмож (Петр I, Миних, Екатерина II, Потемкин и др.). Это лишь отчасти так. Петр I, скажем, больше ориентировался на отечественную школьную модель, чем на западную. Автор пишет, что более или менее формализованные школы появляются у нас в конце 17 в. (учителя, ученики, специальное место, сам термин «школа»). Учитель был мастером, наставником, учившим своих подопечных в деле. Эту модель Петр знал и вполне был ею удовлетворен, хотя готов был пробовать и другие, предлагаемые ему теми или иными прожектерами. Шесть глав книги И. Федюкина и представляют собой очерки разных таких экспериментов. Здесь его порой заносит – в главе о Навигацкой школе он погружается в такие глубины религиозных вопросов, что уходит от школы совсем.
Это, на мой взгляд, не полноценная обзорная работа. Она отчасти состоит из ранее опубликованных автором статей и напоминает скорее сборник материалов на единую тему, нежели общую комплексную работу. К тому же здесь больше материала о людях (что не плохо, тем более что люди иногда попадались такие, что сложно о них не поговорить), чем о школах и образовательной системе, т. е. скорее о прожектерах, чем об их прожектах, что оправдывает название книги, но обедняет ее содержание и делает более сложным восприятие темы в целом. Цельной картины образовательной политики в 1700-50-е гг. не складывается: Петр I ею не особенно занимался, да и остальные государи и государыни были не много рачительнее его. Сколь-либо подробный и завершенный рассказ есть только о Сухопутном шляхетском дворянском корпусе.
Типовое оформление. Иллюстраций нет. Имеется библиография и именной указатель. Тираж 1000 экз.
Рекомендую всем интересующимся историей нашей страны в 18 в., но предостерегаю от разочарования – многого не ждите.
© Как много писателей, как мало читателей…0 0
Добавить отзыв
Книги с похожим названием
История и организация народного образования - издательство "Новое литературное обозрение"
Категория 368 р. - 552 р.
История и организация народного образования - издательство "Новое литературное обозрение" »
История и организация народного образования
Категория 368 р. - 552 р.