КаталогКниг.РФ

Прожектеры. Политика школьных реформ в России в первой половине XVIII века (Федюкин Игорь) ; Новое литературное обозрение, 2020

Книга: Прожектеры. Политика школьных реформ в России в первой половине XVIII века (Федюкин Игорь) ; Новое литературное обозрение, 2020

от 460 р. до 1714 р.


Сравнить цены

Цена от 460 р. до 1714 р. в 7 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

829 р. 1184 р.
наличие уточняйте
25.02.2024
Буквоед

5/5

764 р.
Минимальная сумма заказа 100 рублей
наличие уточняйте
27.03.2023
Book24

5/5

861 р.
наличие уточняйте
06.02.2023
Яндекс.Маркет

5/5

1714 р.
наличие уточняйте
24.02.2024
МАЙШОП

5/5

460 р. 766 р.
наличие уточняйте
23.02.2024
Подписные издания
717 р.
наличие уточняйте
23.05.2023
OZON
571 р.
наличие уточняйте
03.01.2024
AliExpress

5/5

Читай-город

5/5

Мегамаркет

5/5

Как купить или где мы находимся +

Описание

Подобно военному кораблю или шеренге вымуштрованной пехоты, новая светская и "регулярная" школа стала символом петровского царствования. Принято считать, что образовательные новации стали результатом личных усилий самого Петра и отражали объективные потребности государства в кад­рах для новой бюрократии и регулярной армии. Монография Игоря Федюкина, однако, выявляет ключевую роль разнообразных "прожектеров" в появлении новых школ в России первой половины XVIII века. Автор показывает, как возникновение и развитие училищ отражали усилия "административных предпринимателей", стремившихся к продвижению своей карьеры, расширению клиентской сети, упрочению придворных позиций или реализации своей идейной повестки. Именно из таких индивидуальных "прожектов" и складывался фасад петровского "регулярного" государства. Игорь Федюкин - директор Центра истории России Нового времени НИУ ВШЭ.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Содержание

Предисловие к русскому изданию
Введение
Глава 1
Монахи, мастера, миссионеры в позднемосковский
период:
от учительства к школе
Глава 2
Навигацкая школа и "прибыльщик" Курбатов 104
Глава 3
Морская академия и "мнимый барон без всякой
дипломы"
Глава 4
Морские школы и петровские регламенты,
1710-1730-е годы
Глава 5
Сухопутный шляхетный кадетский корпус в эпоху
"дворских бурь"
Глава 6
Щеголи, фавориты и другие реформаторы школ,
1740-1750-е годы
Заключение
Библиография
Именной указатель

О книге

СерияHistoria Rossica
ИздательНовое литературное обозрение
Год издания2020
Страниц424
Переплёттвердый
ISBN978-5-4448-1257-0
Размеры14,40 см × 22,00 см × 2,20 см
Формат60х90/16
Автор(ы)
ТематикаИстория России до XIX века
Тираж1000
Кол-во страниц424
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus

Отзывы (1)

  • 4/5

    Автор этой любопытной, но не блестящей книги – Игорь Игоревич Федюкин (1974-), бывший журналист, бывший чиновник, нынешний ученый и преподаватель. Защитил в США диссертацию, которую переработал позже в книгу, о которой я пишу этот отзыв. Перевод с английского сделан автором.

    В очень обстоятельном и несколько занудном введении к своей работе И. Федюкин пишет, что новые институты Нового времени, такие как школы, не возникали «сами по себе» и не вызывались к жизни ни некоей безличной волной «европеизации», ни потребностями войны и технологического прогресса. Они были результатом усилий, предпринимавшихся вполне конкретными личностями и группами для реализации их личных проектов и достижения их собственных целей – карьерных, материальных, идейных, а чаще всех вместе взятых. Рост государства происходил постольку, поскольку он создавал предприимчивым деятелям благоприятные условия для реализации их инициатив. Данная книга представляет собой попытку изучения этого процесса на примере развития школ в России на ключевом этапе строительства современного (или модерного, как любит писать И. Федюкин) государства, при Петре I и его ближайших преемниках.

    Чаще всего создание школ того времени видят, как результат титанической деятельности самого императора, решавшего задачи военной реформы и создававшего «нового» человека и европейскую элиту. Автор вполне убедительно показывает, что сам царь-реформатор не написал ни одно развернутого текста об образовании, а настойчиво требуя от своих подданых учиться, никогда практически не объяснял, что же конкретно это может означать. По большей части все образовательные достижения его времени связаны с делами его поспешников, которым он скорее не мешал, чем помогал. При этом появление новых школ при Петре и позже было итогом отдельных, частных, нескоординированных действий самых разных лиц. Для их действий автор и использует понятие «прожект» и «прожектерство». В своем исследовании И. Федюкин делает попытку выявить и изучить таких игроков, понять методы, которыми они действовали, а значит, и логику, которая определяла изобретение новой школы в период с конца 17 в. и до восшествия на престол Екатерины II.

    Многие использованные И. Федюкиным источники (а он активно привлек архивные материалы, воспоминания, труды отечественных и зарубежных историков) называют прожектерами самих монархов и ключевых вельмож (Петр I, Миних, Екатерина II, Потемкин и др.). Это лишь отчасти так. Петр I, скажем, больше ориентировался на отечественную школьную модель, чем на западную. Автор пишет, что более или менее формализованные школы появляются у нас в конце 17 в. (учителя, ученики, специальное место, сам термин «школа»). Учитель был мастером, наставником, учившим своих подопечных в деле. Эту модель Петр знал и вполне был ею удовлетворен, хотя готов был пробовать и другие, предлагаемые ему теми или иными прожектерами. Шесть глав книги И. Федюкина и представляют собой очерки разных таких экспериментов. Здесь его порой заносит – в главе о Навигацкой школе он погружается в такие глубины религиозных вопросов, что уходит от школы совсем.

    Это, на мой взгляд, не полноценная обзорная работа. Она отчасти состоит из ранее опубликованных автором статей и напоминает скорее сборник материалов на единую тему, нежели общую комплексную работу. К тому же здесь больше материала о людях (что не плохо, тем более что люди иногда попадались такие, что сложно о них не поговорить), чем о школах и образовательной системе, т. е. скорее о прожектерах, чем об их прожектах, что оправдывает название книги, но обедняет ее содержание и делает более сложным восприятие темы в целом. Цельной картины образовательной политики в 1700-50-е гг. не складывается: Петр I ею не особенно занимался, да и остальные государи и государыни были не много рачительнее его. Сколь-либо подробный и завершенный рассказ есть только о Сухопутном шляхетском дворянском корпусе.

    Типовое оформление. Иллюстраций нет. Имеется библиография и именной указатель. Тираж 1000 экз.

    Рекомендую всем интересующимся историей нашей страны в 18 в., но предостерегаю от разочарования – многого не ждите.



    © Как много писателей, как мало читателей…

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

Книги с похожим названием

Искать все [2]

 

История и организация народного образования - издательство "Новое литературное обозрение"

Категория 368 р. - 552 р.

История и организация народного образования - издательство "Новое литературное обозрение" »

0 ms.

История и организация народного образования

Категория 368 р. - 552 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

166 ms