КаталогКниг.РФ

Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (Дмитриев Александр Николаевич, Балашов Евгений Михайлович, Андреев Дмитрий Анатольевич) ; Новое литературное обозрение, 2012

Книга: Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (Дмитриев Александр Николаевич, Балашов Евгений Михайлович, Андреев Дмитрий Анатольевич) ; Новое литературное обозрение, 2012

от 296 р. до 717 р.


Сравнить цены

Цена от 296 р. до 717 р. в 5 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

296 р. 456 р.
Яндекс.Маркет

5/5

717 р.
МАЙШОП

5/5

299 р. 426 р.
Буквоед

5/5

709 р.
Минимальная сумма заказа 100 рублей
наличие уточняйте
08.12.2022
Book24

5/5

600 р. 714 р.
наличие уточняйте
07.12.2022
AliExpress

5/5

Читай-город

5/5

Мегамаркет

5/5

Как купить или где мы находимся +

Описание

В настоящем сборнике очерков по истории российской системы образования конца XIX - первых десятилетий XX века представлена широкая панорама правительственных инициатив и практик реализации "на местах" проектов, нацеленных на улучшение качества преподавания и оптимизацию условий вовлечения малообразованных жителей многонационального Российского государства в полноценный образовательный процесс. Сборник охватывает описание образовательной политики всех типов школ - от начальной до высшей, включая технические, профессиональные, религиозные, национальные и женские учебные заведения. Обилие цитируемых архивных документов позволяет проследить цепочки непрерывных исторических изменений, генетически связывающих историю российского образования до и после 1917 года. Помимо собственно школ, в издании рассматриваются особенности деятельности института попечителей учебных округов, работа инспекторов народных училищ, специфика организации земского попечительства над образованием; в том, что касается советского периода, - система советского партийного образования, появление устойчивой социальной страты "спецов", эксперименты в области образования 1920-х годов и т. д.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Содержание

А.Н. Дмитриев. Правила реформ (или
коллективный "опорный конспект")
I
Л.Г. Берлявский. Высшее образование и наука в
России (1890-1900 годы): традиционные "места
знания"
А.Е. Иванов. Российские императорские
университеты под управлением Министерства
народного просвещения (1880-е годы - начало XX
века)
И.В. Зубков. Система начальных и средних
учебных заведений в России (1890-1916 годы)
И.В. Зубков. Земские школы, гимназии и реальные
училища (1890-1916 годы)
Т.А. Павленко. Образовательная политика
Святейшего синода в 1884-1914 годах
И.В. Зубков. Инспекторы народных училищ в
системе управления народным образованием
И.В. Черказьянова. Институт попечителей
учебных округов в конце XIX- начале XX века
Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук. Негосударственные
образовательные организации и инициативы в
России (конец XIX - начало XX века)
II
К.В. Иванов. Новая политика образования в
1917-1922 годах. Реформа высшей школы
Л.Г. Берлявский. Роль и функции Наркомпроса
А.Н. Еремеева. Образовательная и научная
политика в условиях гражданского противостояния
Е.М. Балашов. Политика в области школьного,
профессионально-технического и среднего
специального образования, 1917-1941 годы
Д.А. Андреев. Пролетаризация высшей школы:
"новый студент" как инструмент образовательной
политики
М. Дэвид-Фокс. Наступление на университеты и
динамика сталинского Великого перелома
(1928-1932 годы)
Н.А. Тасиц. Научная политика СССР в 1927-1941
годах
А.В. Свешников. Система советского партийного
образования в 1918-1930-х годах
III
Л.Н. Беленчук. Просвещение национальных
окраин России в 1890-1917 годах
Т.Ю. Красовицкая. Советская национально-
культурная политика: организационно-правовой
аспект (1917-1929 годы)
В.В. Рыжковский. Генеалогия "спеца": высшая
специальная школа и техническая наука в
условиях социальной мобилизации
В.В. Рыжковский. Высшее специальное
образование в 1880-1930-х годах (медицина,
сельское хозяйство, финансы и экономика)
О.А. Валькова. Государственная политика в сфере
профессионального научного труда женщин в
России: конец XIX века - 30-е годы XX века
А.В. Свешников. Правительственная политика в
сфере зарубежных командировок русских ученых
второй половины XIX- начала XX века
Сведения об авторах

О книге

СерияИстория науки
ИздательНовое литературное обозрение
Год издания2012
ISBN978-5-86793-991-5
Размеры14,50 см × 21,60 см × 4,00 см
ТематикаДругие издания
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus
Кол-во страниц896
Автор(ы)

Отзывы (1)

  • 4/5

    Система образования, как и любая другая система России, претерпела на протяжении второй половины 19 – первой половины 20 в. значительные преобразования. Число реформ, ниспосланных ей то царскими, то большевистскими сановниками едва ли поддается учету.

    Это очень интересная сфера – ведь уча учителей, власть учила всё общество. Показывая, кого она хотела бы видеть будущими гражданами. Поэтому история образовательной политики в Российской империи – СССР показательна и (для кого-то) поучительна.

    Исследование, предпринятое большим авторским коллективом (всего 19 человек) под руководством А.Н. Дмитриева, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований Высшей школы экономики, рисует обстоятельную и последовательную картину перемен, проводимых правительствами императорской России и советской республики на протяжении полувека.

    Издание состоит из трех частей. Первая, общим объемом в 350 стр., рассматривает высшее и основное образование Российской империи с конца 1880-х гг. до 1917 г. Здесь авторы анализируют и высшее образование с наукой в России, и начальные со средними учебными заведениями страны, образовательную политику Святейшего синода, институт инспекторов народных училищ, а также попечителей учебных округов. Вторая часть (объемом в 250 стр.) берет период с 1917 г. по конец 1930-х гг., где оценивает реформу высшей школы, роль Наркомпроса, преобразования в системе школьного образования, пролетаризацию высшей школы, научную политику СССР и систему партийного образования. Третья часть (объемом в 280 стр.) разбирает ряд сквозных тем – просвещение национальных окраин до и после революции, высшее специальное образование при царях и при большевиках, государственная политика в сфере профессионального научного труда женщин, а также зарубежные командировки русских ученых.

    Завершается этот массивный (без малого 900 стр.) сведениями об авторах.

    Данный научный труд выстроен в академических традициях – каждая работа опирается на существующие источники (как опубликованные, так и архивные) и исследованиях других авторов (как отечественных, так и зарубежных).

    Статьи носят различный характер – от довольно обзорных очерков объемом в 15-20 стр. до глубоких исследований той или иной темы на 80-90 стр.

    Лишь в первых трех статьях есть иллюстраций – фото и рисунки.

    По мнению самих авторов, сквозным сюжетом книги можно назвать проблематику иерархий и неравенства в области формально вполне эгалитарной. Активное противостояние и конкуренция – женщины и мужчины, русские и национальные меньшинства, приват-доценты против ординарных профессоров, частные гимназии против государственных, «красные» студенты против бывших «белоподкладочников», втузы vs. университеты – это лишь малая часть тех конфликтов и полей напряжений, существовавших в рассматриваемое авторами время.

    Авторы сознательно оставили за скобками и иные, не менее важные и интересные темы: новые методики обучения и воспитания, зарождение института образовательной экспертизы, роль психологии для оптимизации и перестройки учебного процесса (еще задолго до большевиков), но это отнюдь не обеднило их труд.

    Конечно, это чтение не предполагает спешки, рассчитано на предварительное знакомство не только с историей России и СССР того периода, но изнание соответствующих реалий, поэтому едва ли может быть предложено широкому читателю. А вот всем, интересующимся историей нашей страны и историей отечественной педагогики весьма и весьма рекомендую это качественно подготовленное и оформленное издание.

    Жду продолжения этого исследования, посвященного событиям с середины 30-х по конец 80-х гг.



    Как много писателей, как мало читателей…

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

Книги где автор: Дмитриев Александр Николаевич, Балашов Евгений Михайлович, Андреев Дмитрий Анатольевич

Искать всё

 

История и организация народного образования - издательство "Новое литературное обозрение"

Категория 236 р. - 355 р.

История и организация народного образования - издательство "Новое литературное обозрение" »

0 ms.

История и организация народного образования

Категория 236 р. - 355 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

7 ms