КаталогКниг.РФ

Большой театр. Культура и политика. Новая история (Волков Соломон Моисеевич) ; АСТ, 2018

Книга: Большой театр. Культура и политика. Новая история (Волков Соломон Моисеевич) ; АСТ, 2018

от 383 р. до 1814 р.


Сравнить цены

Цена от 383 р. до 1814 р. в 5 магазинах

МагазинЦенаНаличие
ЛитРес

5/5

383 р. 479 р.
электронная книга | скачать фрагмент
Буквоед

5/5

1044 р.
Минимальная сумма заказа 100 рублей
наличие уточняйте
09.03.2024
Лабиринт

5/5

975 р.
наличие уточняйте
29.12.2023
Book24

5/5

1044 р. 1249 р.
наличие уточняйте
09.03.2024
OZON
1814 р.
наличие уточняйте
03.01.2024
Читай-город

5/5

МАЙШОП

5/5

Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года

Как купить или где мы находимся +

Описание

Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным театром империи считался Мариинский, а Москва была "театральной Сибирью": туда из Петербурга ссылали провинившихся артистов и сплавляли обветшавшие декорации. Ситуация круто переменилась к концу ХIХ века. Усилиями меценатов - московских купеческих династий - была создана цветущая, во многом альтернативная Петербургу культура, корнями уходившая в давние славянофильские традиции. На гребне этой волны взмыл и Большой. В нем блистали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Рахманинов. Но первые послереволюционные годы стали самыми трудными в истории Большого: Ленин с фанатической настойчивостью стремился закрыть театр. По неустанным требованиям Ленина Большой едва не исчез с культурной карты страны. Лишь смерть вождя предотвратила непоправимый для русской культуры исход. В роли спасителя Большого выступил Иосиф Сталин. И в этом у него был образец для подражания: в области культурной политики он учился у Николая I. Николай I был первым русским монархом, всерьез озаботившимся включением академической музыки в официальную пропаганду. Николай I был крестным отцом первой классической русской оперы - "Жизнь за царя" Михаила Глинки, и с его скорее тяжелой, чем легкой руки это великое творение стало музыкальной "визитной карточкой" династии Романовых.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Видео обзоры (3)

Большой театр Культура и политика Новая история

Большой театр Культура и политика Новая историязапуск видео

 

Большой театр: искусство и пропаганда.

Большой театр: искусство и пропаганда.запуск видео

 

Большой театр развенчает некоторые свои легенды в день 240-летнего юбилея

Большой театр развенчает некоторые свои легенды в день 240-летнего юбилеязапуск видео

 

О книге

Сериядиалоги соломона волкова
ИздательАСТ
Год издания2018
Страниц560
Переплёттвердый, суперобложка
ISBN978-5-17-105339-0
Размеры14,50 см × 21,70 см × 4,30 см
Формат60x90/16
Автор(ы)
ТематикаТеатр
Тираж5000
Переплет60x90/16
Кол-во страниц560

Отзывы (10)

  • 4/5

    Соломон Волков — музыковед, эмигрировавший в США из России еще в середине семидесятых и обосновавшийся в Нью-Йорке. По его собственному признанию, он редко покидает пределы Манхэттена и делает это без особой охоты. Тем не менее в его лице Россия заполучила одного из самых ярких историков русской культуры, прежде всего музыкальной, хотя одна из самых известных в России его книг представляет собой разговор с поэтом — «Диалоги с Иосифом Бродским». Популярность этой книги придала особый статус Волкову как собеседнику. Именно он был выбран для последнего телевизионного интервью с Евгением Евтушенко. Он говорил с Владимиром Спиваковым и с Валерием Гергиевым. Это собеседник номер один в мире русской культуры и особенно в музыкальной ее части, весьма осведомленный и тонко чувствующий все подводные течения и нюансы. Разговор с ним сразу становится статусным.
    Волков и в самом деле искусный собеседник. Его разговоры с Александром Генисом на радио «Свобода», в которых они уже на протяжении многих лет обсуждают культурные события в Нью-Йорке, — образец интеллектуальной беседы.
    Владение разговорным жанром чувствуется и в книгах, которые Соломон Волков пишет в жанре монолога. Он рассказывает истории из жизни музыкантов и политиков так, будто сам был их свидетелем, — эта разговорная интонация как раз подкупает в его книге и вызывает доверие, мы автоматически предполагаем, что имеем дело с осведомленным собеседником, который все видел и знает, как было на самом деле. Волков опирается на многочисленные мемуары, в которые он внимательно вчитывался и сумел извлечь из них информацию, показывающую общеизвестных героев иногда с неожиданной стороны. Это его видение, которое сформировалось в ходе многочисленных бесед с реальными культурными героями. Из них он мог почерпнуть логику мышления людей, которые оказываются в центре культурных процессов. Отсюда его убедительность.
    Книга Волкова о Большом написана как вербализация главного культурного мифа России, который существует в самых разных проявлениях и глубоко проник в сознание самых разных людей по всему миру. Волков наблюдает этапы его становления и называет тех, кто приложил к этому наибольшие усилия. Прежде всего это директора театра, которые взяли на себя основной груз столь ответственной ноши: Верстовский, Теляковский, Голованов. За их спинами всегда — незримо или, наоборот, более чем заметно — стоит фигура правителя. Едва ли не основные симпатии автора адресованы Николаю I как царю, при котором Большой приобрел тот вид, в котором просуществовал по меньшей мере до 1991 года. По степени внимания к Большому театру, который император сделал одним из инструментов репрезентации государственной власти, с Николаем I смог сравнится только Сталин, каким-то шестым чувством осознавший важность театра как во внутренней, так и внешней политике.
    По-настоящему таковым Большой стал, скорее, уже в хрущевские и брежневские времена, когда его артисты начали выезжать на гастроли и поражать западную публику совершенством исполнения и хореографии. Возможно, это была лишь тень того театра, который сформировался при Верстовском и Теляковском, но от этого он не стал менее впечатляющим для западного культурного мира, который еще помнил Русские сезоны Дягилева, оставившие неизгладимое впечатление о совершенстве русского балета.
    Соломон Волков пишет историю Большого через истории людей, которые в разные периоды выступали на его сцене, и каждый из них свидетельствует, что этот театр был и остается незаурядным явлением: Шаляпин, Собинов, Плисецкая, Вишневская… Отступления в политическую историю — часть концепции, Волков таким образом лишь демонстрирует, что культурная институция столь высокого уровня могла возникнуть только при мощной поддержке и заинтересованности в ней государства. Власть видит в театре, в его структуре свое отражение. Через него она демонстрирует себя. Не исключено, что это в той или иной форме происходит и по сей день. Есть вещи, которые с годами не меняются.

    0    0

  • 5/5

    Великолепная книга Соломона Волкова об истории Большого театра, становлении его как одного из символов России! Это увлекательное повествование захватывает, как приключенческий роман: здесь интриги, правители и диктаторы, любовь и разведка - и все это пронизано самым божественным из искусств: музыкой! От текста невозможно оторваться, разве только для того, чтобы прослушать ту или иную мелодию, арию, увертюру. Перед нами проносится история страны - на главной ее сцене, история великая и страшная одновременно. История, преподнесенная как игра отношений - «исторические и культурные сдвиги часто совершаются из-за человеческих симпатий или антипатий».
    Имена великих артистов, композиторов и дирижёров становятся на этих страницах яркими, понятными образами. О каждом автор пишет с истинным уважением, находя безупречно точные характеристики и характерам, и поступкам. «О, если бы люди знали, как из каждодневного сора борьбы амбиций и уязвленных самолюбий, мелких каждодневных интриг, переплетений и столкновений судеб и сексуальных предпочтений вырастают культурные события, которые в позднейших описаниях будут расцениваться как эпохальные.» Безусловно, такой труд мог написать лишь Соломон Волков: мудрый, блестяще эрудированный, обладающий необъятным багажом встреч, бесед с великими, знаменитыми артистами советской эпохи, наделённый редким даром наблюдательности и умением тактично и просто сформулировать суть. Непростые отношения внутри коллектива Большого, а тем более - игры власти с руководством и отдельными артистами театра становятся понятными, и нам ещё предстоит осознать влияние этих отношений. В книге нет сенсационных заявлений, разоблачений или даже резких оценок. Веришь каждому слову безусловно, поскольку автор обладает не только массивом информации из первых рук, но и гениальным талантом преподнести эту информацию кратко, доходчиво без панибратства по отношению к героям.
    Огромная часть книги повествует о важнейшем периоде жизни Большого - сталинском. «Большой был первым местом, которое всплывало в сознании Сталина, когда ему хотелось отдохнуть от государственных дел и перенестись в область прекрасного, в мир полуосознанных грёз, связанных, быть может, с какими-то впечатлениями юности. Трудно себе представить, чтобы Сталин прервал заседание Политбюро для того, чтобы отправиться во МХАТ для просмотра какой-то отдельной сцены или монолога. А между тем именно это, по ряду свидетельств, происходило с Большим: диктатор приезжал туда, чтобы специально послушать ту или иную арию, и прихватывал с собой других членов Политбюро.» Многие эпизоды истории страны получают дополнительные штрихи в этой, казалось бы, узкоспециальной книге благодаря уникальному видению автора. Неожиданные параллели, уникальные факты ждут читателя на этих страницах. «Федор Тютчев так прокомментировал кончину Николая [ I ]: Как будто вам объявили, что умер Бог.» (точно такие же эмоции а следующем веке испытывали многие в России при вести о смерти Ленина и в особенности Сталина.» Обратите внимание, каким безупречным слогом пишет автор! Его присутствие в книге абсолютно гармонично, без модного ныне выпячивания себя и своих теорий, с бережным почтением ко всем своим героям.
    История Большого как капля янтаря сконцентрировала в себе эпохальные события истории России, и мы с наслаждением обращаемся к ней в книге Соломона Волкова.

    0    0

  • 4/5

    Соломон Волков известен по публикациям диалогов с Бродским, Евтушенко, Спиваковым, Гергиевым и др. На этот раз в центре его внимания находится история Большого театра в переплетении с политической ситуацией в стране, влияние глав государства на репертуарную политику и статус театра.
    В имперской России Большой театр долго считался провинциальным, местом, куда отправляли ненужные декорации и средненьких артистов. Поэтому автор попытался проанализировать культурную политику Николая I в целом, отметить роль царя в создании первой русской оперы "Жизнь за царя" Глинки, вклад в развитие оперного искусства руководителя Большого театра Верстовского, чьи произведения остались забытыми. Верстовский вынужден был приспосабливаться к нравам публики, выдвигая на первый план спецэффекты в ущерб музыкальному материалу.
    Вторая значимая фигура - умелый администратор Теляковский, очистивший театр от ветхости, привлекший к работе Шаляпина, Коровина и др., оценивший талант Собинова и Неждановой.
    В связи с переездом правительства в Москву статус театра № 1 перешел от Мариинского к Большому и с тех пор не менялся. Солидная доля текста посвящена пестованию любимого детища Сталиным, навязывавшего ему собственный консервативный вкус. Увы, вождю так и не удалось получить советский оперный шедевр.
    Успехи и падения, связанные с изменением политического курса, сопровождали деятельность главных дирижеров Голованова, Мелик-Пашаева, Пазовского.
    В послесталинский период на первый план выходит балет: шедевры Григоровича, уникальность Улановой, Плисецкой, Васильева. В оперной режиссуре лидирует Борис Покровский.
    Плюсы
    - живой, образный язык;
    - биографические сведения об администраторах, артистах, писателях, музыкантах, связанных с театром;
    - объективность. Деятельность правителя анализируется всесторонне, без излишнего очернения или восхваления.
    Минусы
    - периодический отход от темы. Взаимоотношения Николая I c Пушкиным, пространный рассказ о Василии Жуковском демонстрируют эрудицию автора, но к театру отношения не имеют;
    - крайне осторожное отношение к 2000-м. Вскользь упоминается назначение Ратманского и его неприятие некоторыми артистами, покушение на Филина, отставка Иксанова. Политические покровители бывшего директора и его противников не называются. Автор наверняка знает, но не упоминает о том, что отставка Иксанова связана с жалобой одной примы-балерины влиятельным людям. Волков снимает фильмы об обласканных властями музыкантах, поэтому объяснимо не хочет рубить сук.

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

Книги где автор: Волков Соломон Моисеевич

Искать всё

 

Театр - издательство "АСТ"

Категория 306 р. - 459 р.

Театр - издательство "АСТ" »

0 ms.

Театр

Категория 306 р. - 459 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

12 ms