"Французы полезные и вредные". Надзор за иностранцами в России при Николае I (Мильчина Вера Аркадьевна) ; Новое литературное обозрение, 2017
от 343 р. до 835 р.
Автор(ы): Мильчина Вера Аркадьевна;
Издатель: Новое литературное обозрение
ISBN: 978-5-4448-0627-2
ID: SKU161632
Добавлено: 15.08.2021
Сравнить цены
Цена от 343 р. до 835 р. в 3 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Лабиринт 5/5 | 356 р. 547 р. | |
Яндекс.Маркет 5/5 | 835 р. | |
МАЙШОП 5/5 | 343 р. 511 р. | |
Читай-город 5/5 | ||
Описание
Автор строит свое увлекательное повествование на основе ценного исторического материала: воспоминаний французских путешественников, частной корреспонденции, донесений дипломатов, архивов Третьего Отделения, которые проливают свет на некоторые истоки современного отношения государства к "иностранному влиянию".
Вера Мильчина - историк русско-французских связей, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ и Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС,
Смотри также Характеристики.
Яндекс.Маркет
Содержание
1. Французы в России: паспорта, визы, надзор
2. Репутация французов: "вредные" и "полезные"
3. Французский дипломат о московском
театральном скандале (1830)
4. Другой французский дипломат об открытии
Александровской колонны (1834)
5. Французский учитель в Москве (1828-1829)
6. Другой французский учитель в Москве (1829)
7. Совсем другой французский учитель в Харькове
(1832)
8. Французы, заподозренные в шпионаже и
оправданные (1854-1855)
9. Благонамеренный француз-стихотворец - жертва
русской цензуры (1839-1847)
10. Француз - патриот России (1837)
11. Другой благонамеренный француз -
неудачливый шпион (1836-1840)
12. Русская полицейская карикатура на французов:
бородки Jeune-France (1838)
13. Французская карикатура на русских: князь
Ливен и Луи-Филипп (1838)
14. Другая карикатура на русских: раздел Франции
(1838)
Заключение: о важности репутаций
Избранная библиография
О книге
Серия | Что такое Россия |
Издатель | Новое литературное обозрение |
Год издания | 2017 |
Страниц | 488 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-5-4448-0627-2 |
Размеры | 13,50 см × 20,50 см × 2,80 см |
Формат | 84х108/32 |
Автор(ы) | Мильчина Вера Аркадьевна |
Тематика | История России XIX - нач. XX веков (до 1918 г.) |
Тираж | 4000 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Кол-во страниц | 488 |
Отзывы (3)
-
Федорова Елена
- 28 января 20225/5
Вера Мильчина, как большой знаток литературы, пишет увлекательно, как историк - документально, и как гражданин - непредвзято, оставляя читателю возможность составить собственное мнение в такой остросоциальной теме. Браво, Вера Аркадьевна!
Теперь в противовес предыдущей рецензии: удивительно как легко рецензент-графоман объявляет некоторые главы неинтересными. Мне кажется, что главы интересны все. Особливо то, как они объединены и расположены. Каждая цитата уместна и внимательно прокомментирована. Да и советовать книжку хочется буквально всем. Ну, кроме предыдущего рецензента-графомана.
Отдельно спасибо за иллюстрации, они выше всяких похвал.0 0
-
spl
- 30 мая 20184/5
Вера Аркадьевна Мильчина — известный отчественный литературовед и переводчик, кандидат филологических наук, научный сотрудник РГГУ. Специализируется на истории культуры и русско-французских культурных связей первой половины 19 в. В ее переводе выходили работы классиков французской литературы. Последние годы В.А. Мильчина выпускает работы, написанные на пересечении истории, филологии и культурологии.
Рассматриваемая работа интересна тем, что разбирает проблему взаимоотношений между Францией и Россией в 1830-50-е гг., когда императором Российской империи был Николай I, а Франция была то монархией, то республикой. Отношения между этими влиятельнейшими мировыми державами были почти всегда напряженными, далекими от взаимной симпатии. Франция, помня падение Наполеона и казаков в Париже, боялась России и русских, этих «северных варваров». Россия, помня нашествие «двунадесяти языков» и череду революций по всей Европе, опасалась «либеральной заразы».
Тем не менее, торговля и культурный обмен между двумя странами никогда не прерывался, хотя в него постоянно вмешивалась идеология и полиция. В.А. Мильчина и пытается в своей новой работе показать, как эти процессы отражались не на истории двух стран, как она пишет в предисловии к книге, а на историях — преимущественно французов в России. Основой этого исследования стали материалы, извлеченные из российских и французских архивов.
На мой взгляд, наиболее интересны первые две главы (объемом в 130 стр.). Сравнивая ситуацию с надзором над иностранцами в России и Франции в конце 18 – первой половине 19 в., автор показывает, что перемещения последних старались контролировать везде, так что ситуация в России не была уникальной системой (похожая практика существовала и в других странах Европы). Но удивительно личное внимание и шефа жандармов (Бенкендорфа и других), и самого императора практически к каждому приезжему французу, особенно если что-то кажется в них подозрительным. В.А. Мильчина на многочисленных примерах показывает, что решения об их судьбе принимались практически всегда в ручном режиме. При этом постоянное желание власти как-то ограничить или, еще лучше, полностью перекрыть приток французов в Россию с тем же постоянством наталкивался на заступничество за иностранцев высших чинов империи, убедительно доказывавших, что без французских артистов, механиков, учителей, торговцев, инженеров и прочей образованной публики пока никак нельзя обходиться. Гораздо лучше удалось отрегулировать отток русских во Францию, выезд в которую после 1848 г. вообще прекратился, хотя не без исключений — несмотря на всяческие ухищрения на самом высоком уровне, не удалось заставить вернуться из Парижа в Россию княгиню Ливен, сестру самого графа Бенкендорфа!
Всё вроде бы любопытно и увлекательно, но несмотря на наличие стержневой темы, соединяющей различные сюжеты книги, не оставляет ощущение, что это просто сборник статей, объединенных некой общей идеей. Глава 3 к теме книги, на мой взгляд, не имеет прямого отношения, будучи притянутой искусственно, и к тому же перегруженной цитатами. Главы 9-10 и 14 просто скучны и также избытычны документами. В целом эта книга, написанная стилистически очень хорошо, читается легко, но читать ее до конца не хочется — неинтересно. Есть несколько любопытных глав (3-8), остальное (страниц 200) можно смело сократить, если видеть аудиторией этого издания широкого читателя, на которого она, с моей точки зрения, сейчас не рассчитана. Не думаю, что тираж в 5000 экз. скоро разойдется.
С точки зрения оформления — всё на должной высоте: твердый переплет, офсетная бумага, небольшое количество забавных иллюстраций Д. Епифанова, вклейка в конце книги с хорошими цветными репродукциями, список литературы. Отсылок к цитируемым текстам, правда, нет.
В общем, вроде бы отличный пример современной научно-популярной или просветительской литературы, да вот перечитывать эту книгу не хочется, как и рекомендовать ее другим…
© Как много писателей, как мало читателей…0 0
-
latov
- 7 ноября 20175/5
Если две другие книги серии "Что такое Россия" - отличные образцы научно-популярной литературы, то эта книга ближе к научной монографии. Правда, на основе довольно частной темы (французы в николаевской России) автор выходит на довольно широкие обобщения. Вот что значит увидеть море в капле воды!
0 0
Добавить отзыв
Книги где автор: Мильчина Вера Аркадьевна
История России до 1917 года - издательство "Новое литературное обозрение"
Категория 274 р. - 411 р.
История России до 1917 года - издательство "Новое литературное обозрение" »
История России до 1917 года
Категория 274 р. - 411 р.