Метаморфоза слова. Теоретическая мысль Осипа Мандельштама (Глазова Елена Юрьевна) ; Языки славянских культур, 2019
от 176 р. до 1256 р.
Автор(ы): Глазова Елена Юрьевна;
Издатель: Языки славянских культур
ISBN: 978-5-907117-87-7
ID: SKU90466
Добавлено: 15.08.2021
Сравнить цены
Цена от 176 р. до 1256 р. в 3 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
ЛитРес 5/5 | 176 р. 220 р. электронная книга | скачать фрагмент | |
Яндекс.Маркет 5/5 | 1256 р. | |
МАЙШОП 5/5 | 593 р. 885 р. | |
Лабиринт 5/5 | ||
Читай-город 5/5 | ||
Описание
Важнейший ключ к поэзии О. Мандельштама - его теоретическая поэтика, система взглядов на природу поэтического слова и образа. Книга, которую читатель держит в руках, - значительный шаг к пониманию философии языка и творчества, которая выразилась в "Разговоре о Данте" и других литературно-эстетических сочинениях О. Мандельштама. В центре исследования - коммуникация поэта с его предшественниками и читателями и процессы смыслообразования в системе "автор - сообщение - адресат". Как показывает Е. Глазова, задача поэзии для Мандельштама - не транслировать сообщения, но пробуждать, формировать и разрабатывать образ как коммуникативный посыл и запрос, собирающий вокруг себя комментарии, разговоры, пересуды, множественные слои художественных традиций. Мандельштам выступает как поэт метаморфозы, т. е. динамичного преобразования разных пластов бытия: ландшафтного и портретного, визуального и музыкального, скорости, звука и цвета.
Книга раскрывает сложнейшую систему координат поэтического и теоретического мышления Мандельштама в их неразрывном единстве и обращена к филологам, культурологам и к широкому кругу ценителей поэзии.
Книга раскрывает сложнейшую систему координат поэтического и теоретического мышления Мандельштама в их неразрывном единстве и обращена к филологам, культурологам и к широкому кругу ценителей поэзии.
Смотри также Характеристики.
Яндекс.Маркет
Содержание
Благодарственное слово
С. С. Аверинцев. Предисловие к английскому
изданию
Введение
I. Значение и пустота
1. Бинарные оппозиции в ранних эссе
Мандельштама (1913-1915)
2. Свидетельство теоретического кризиса
II. Природа слова
1. Слово - камень (1913-1919)
2. Слово как внутренняя и внешняя реальность
(1921-1922)
3. Слово как пространство (1925)
4. Слово как путешествие (1930-е годы)
III. Слово в действии: гипнотическая сила поэзии
1. Гипнотизм и "сгущение" речи в поэзии
2. Двойное воздействие поэзии (1921-1924)
3. Катастрофическая сущность поэзии (1921-1932)
4. Волны-сигналы значения (1930-е годы)
IV. Участие читателя
1. Диалогическая природа поэзии (1913 и
последующие годы)
2. Исчезновение поэтического голоса
3. Чтение как метаморфоза
V. Путешествие по мирам Данте: метаморфозы,
ряды и циклы поэтического пространства
1. "Скрещенный процесс" поэтической речи
2. Начало чтения: погружение в инфернальное
пространство
2.1. Начало процесса - зарождение движения
рядом с материальными фрагментами "мыслящей
жизни"
2.2. Провал или разлом
2.3. Смерть как результат проникновения
2.4. Чтение как чувство интертекстуальности
2.5. Обратимость времени
2.6. Построение органа передачи и восприятия
2.7. Язык как приказ
2.8. Призрак прошлого как адресат
3. Рождение Чистилища: слово как инстинктивное
бегство из Ада
3.1. Оплодотворение камня
3.2. Выжимание
3.3. Выжимание как проявление внутренней
структуры
3.4. Метаморфозы инстинктивных формаций
3.5. Инстинктивное начало как адресат
4. Оживающая география Чистилища. Прочтение
текста как раскрашивание деталей
4.1. Знакомство с частями: ярко раскрашенные
миниатюры
4.2. Цвет как выражение /выжимание природных
красок
4.3. Цвет как скорость
4.4. Окраска поэтического текста как воображение
и его пределы
4.5. Читатель как адресат
5. От цвета к порыву: волновая структура текста
5.1. "Светящийся, разбрызганный алфавит"
5.2. Образ плавания
5.3. "Зыбучая, взволнованная" поверхность текста
5.4. Пределы языка
5.5. Соисследователь как адресат
6. В предчувствии неба: музыка как проверка
конечной фазы поэтического порыва
6.1. Движение от разума к вере
6.2. Музыка и химия
6.3. Дирижерская палочка
6.4. Адресат как безукоризненный мастер
7. Предварительные выводы
VI. Теоретические открытия Мандельштама
1. Мандельштам и постструктурализм.
Предварительные замечания о принадлежности
Мандельштама к определенному течению
теоретической мысли
2. Полемический фокус поэтики зрелого
Мандельштама: гибридная природа поэзии и
реинтерпретация аристотелевских концепций
формы и материи
3. Скрещение порыва и материи: в полемике с
русскими формалистами
4. Оценка теоретической обоснованности
мандельштамовского "порыва" в современной
поэтике: Мукаржовский и Пастернак
5. Метаморфозы поэтической коммуникации
6. Письмо и чтение, автор и адресат
7. Подготовка восприятия. Восприимчивость поэта
и читателя и скрытые различия их ролей
8. Интертекстуальность и предшествующая
поэтическая традиция в контексте
постструктуралистской поэтики
9. Поэзия как рефлексология речи
Список цитированной литературы
Литература по теме исследования
С. С. Аверинцев. Предисловие к английскому
изданию
Введение
I. Значение и пустота
1. Бинарные оппозиции в ранних эссе
Мандельштама (1913-1915)
2. Свидетельство теоретического кризиса
II. Природа слова
1. Слово - камень (1913-1919)
2. Слово как внутренняя и внешняя реальность
(1921-1922)
3. Слово как пространство (1925)
4. Слово как путешествие (1930-е годы)
III. Слово в действии: гипнотическая сила поэзии
1. Гипнотизм и "сгущение" речи в поэзии
2. Двойное воздействие поэзии (1921-1924)
3. Катастрофическая сущность поэзии (1921-1932)
4. Волны-сигналы значения (1930-е годы)
IV. Участие читателя
1. Диалогическая природа поэзии (1913 и
последующие годы)
2. Исчезновение поэтического голоса
3. Чтение как метаморфоза
V. Путешествие по мирам Данте: метаморфозы,
ряды и циклы поэтического пространства
1. "Скрещенный процесс" поэтической речи
2. Начало чтения: погружение в инфернальное
пространство
2.1. Начало процесса - зарождение движения
рядом с материальными фрагментами "мыслящей
жизни"
2.2. Провал или разлом
2.3. Смерть как результат проникновения
2.4. Чтение как чувство интертекстуальности
2.5. Обратимость времени
2.6. Построение органа передачи и восприятия
2.7. Язык как приказ
2.8. Призрак прошлого как адресат
3. Рождение Чистилища: слово как инстинктивное
бегство из Ада
3.1. Оплодотворение камня
3.2. Выжимание
3.3. Выжимание как проявление внутренней
структуры
3.4. Метаморфозы инстинктивных формаций
3.5. Инстинктивное начало как адресат
4. Оживающая география Чистилища. Прочтение
текста как раскрашивание деталей
4.1. Знакомство с частями: ярко раскрашенные
миниатюры
4.2. Цвет как выражение /выжимание природных
красок
4.3. Цвет как скорость
4.4. Окраска поэтического текста как воображение
и его пределы
4.5. Читатель как адресат
5. От цвета к порыву: волновая структура текста
5.1. "Светящийся, разбрызганный алфавит"
5.2. Образ плавания
5.3. "Зыбучая, взволнованная" поверхность текста
5.4. Пределы языка
5.5. Соисследователь как адресат
6. В предчувствии неба: музыка как проверка
конечной фазы поэтического порыва
6.1. Движение от разума к вере
6.2. Музыка и химия
6.3. Дирижерская палочка
6.4. Адресат как безукоризненный мастер
7. Предварительные выводы
VI. Теоретические открытия Мандельштама
1. Мандельштам и постструктурализм.
Предварительные замечания о принадлежности
Мандельштама к определенному течению
теоретической мысли
2. Полемический фокус поэтики зрелого
Мандельштама: гибридная природа поэзии и
реинтерпретация аристотелевских концепций
формы и материи
3. Скрещение порыва и материи: в полемике с
русскими формалистами
4. Оценка теоретической обоснованности
мандельштамовского "порыва" в современной
поэтике: Мукаржовский и Пастернак
5. Метаморфозы поэтической коммуникации
6. Письмо и чтение, автор и адресат
7. Подготовка восприятия. Восприимчивость поэта
и читателя и скрытые различия их ролей
8. Интертекстуальность и предшествующая
поэтическая традиция в контексте
постструктуралистской поэтики
9. Поэзия как рефлексология речи
Список цитированной литературы
Литература по теме исследования
О книге
Серия | Series minor |
Издатель | Языки славянских культур |
Год издания | 2019 |
Страниц | 336 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-5-907117-87-7 |
Размеры | 13,00 см × 20,50 см × 2,20 см |
Формат | 84х108/32 |
Автор(ы) | Глазова Елена Юрьевна |
Тематика | Литературоведение и фольклористика |
Тираж | 400 |
Автор | Глазова Е.Ю. |
Авторы | Глазова Е.Ю. |
Год публикации | 2019 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 336 |
Переплет | Твёрдый |
Кол-во страниц | 336 |
Язык издания | Русский |
Обложка | твердый переплёт |
Литературоведение и критика - издательство "Языки славянских культур"
Категория 140 р. - 211 р.
Литературоведение и критика - издательство "Языки славянских культур" »
Литературоведение и критика
Категория 140 р. - 211 р.