КаталогКниг.РФ

Впервые замужем (сборник) (Павел Филиппович Нилин) ; ВЕЧЕ, 1977

Книга: Впервые замужем (сборник) (Павел Филиппович Нилин) ; ВЕЧЕ, 1977

159 р.


Цены

Цена от 159 р. до 159 р. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
ЛитРес

5/5

159 р. 199 р.
электронная книга | скачать фрагмент
AliExpress

5/5

Лабиринт

5/5

Читай-город

5/5

МАЙШОП

5/5

Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года

Яндекс.Маркет

5/5

Мегамаркет

5/5

Как купить или где мы находимся +

Описание

Как и все другие произведения Павла Филипповича Нилина (1908–1981) – автора замечательных повестей «Жестокость» и «Испытательный срок», рассказы эти отличает яркость и глубина характеров, образный, полный юмора и живых интонаций язык. Многие из них, в частности «Впервые замужем» (в главных ролях: Евгения Глушенко, Валентина Теличкина, Игорь Старыгин; режиссер Иосиф Хейфиц), были экранизированы.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


О книге

Автор(ы)
ИздательВЕЧЕ
Год издания1977
Возрастные ограничения16
СерияРусская проза (Вече)
Форматы электронной версииFB2.ZIP,FB3,EPUB,IOS.EPUB,TXT.ZIP,RTF.ZIP,A4.PDF,A6.PDF,MOBI.PRC,TXT
ISBN978-5-4484-7371-5

Отзывы (10)

  • 4/5

    До этого не раз смотрел одноименный фильм и фильм мне показался намного сильней и трогающий за душу, чем книга и причем этот уже вотрой фильм по Нилину. Испытательный срок фильм тоже вышел отличным.

    0    0

  • 5/5

    ПРОСТЫЕ ЛЮДИ ПАВЛА НИЛИНА.
    П.Ф.Нилин в советское время был широко известным писателем, лауреатом многих литературных премий. Я думала, что сейчас, в 21 веке, он почти забыт, и с удивлением узнала, что сборники рассказов и повестей П.Нилина в последнее десятилетие выходят почти ежегодно. Чаще всего эти сборники носят заголовок "Впервые замужем" по названию повести, написанной в 1977 году.
    Сюжет этой повести традиционен для советской жизни. Шесть девушек - бетонщиц живут в общежитии, и с одной из них, Тоней, случилась беда: она забеременела, а отец её будущего ребёнка, узнав о беременности, сразу же сбежал. Тоня родила девочку Тамару и вся её дальнейшая жизнь была посвящена дочери. Трудно ей пришлось: учёбу в техникуме пришлось бросить, из общежития её выселили, пришлось снимать угол, денег не хватало. Тоня постоянно подрабатывала: мыла по ночам полы в кинотеатрах и вокзалах , нанималась убираться в подъездах и квартирах. Дочку Тамару она ограждала от любой работы: только учись.
    Тамара выросла эгоисткой. Она стыдилась, что её мать занимается "чёрной" работой, обвиняла мать, что у неё, Тамары, не было "реального "отца. Тоня чувствовала свою вину перед дочкой, и Тамара забрала всю власть над матерью. Тоня - не из тех женщин, которые могут защитить, постоять за себя. Когда-то она не нашлась, что ответить отцу Тамары, который, узнав о её беременности, сказал:" А откуда я знаю, что этот ребёнок - мой?" Она не знает, что ответить дочери, которая не разрешает ей выйти замуж за Алексея Ивановича, весёлого и красивого человека. Тоня молчит, когда уже повзрослевшая Тамара, не спросив разрешения у матери, приводит в их маленькую квартирку своего мужа Виктора. Тоня молчит, когда Тамара выгоняет её из дома, советуя пожить у родственников.
    В повести ярко показан характер простой женщины, принимающей всё, что случается в её жизни, не умеющей обвинять кого-то в своих трудностях и неудачах. Рядом с ней лишь контуром намечен совсем другой женский характер - Гали Тусаковой, бойкой, деятельной, которая всё может "достать" и всё устроить. Она быстро идёт в гору и к 40 годам занимает какой-то серьёзный пост. Она повторяет:"Жить надо - не зевать". Тоня и Галя когда-то вместе жили в общежитии, и на одном собрании активистка Галя заклеймила вслух публично свою подругу Тоню за низкий моральный уровень (родила без мужа!). Тоня помнит это, и в то же время она помнит, что Галя много помогала ей: "выбила" квартиру, устроила её дочку в ансамбль песни и пляски. И именно Галя помогла Тоне познакомиться с её будущим мужем - реставратором Ефимом Емельяновичем.
    Дочка Тамара и её муж Виктор стесняются своих"простых" родителей. Но Тамара не стесняется брать у матери деньги. Её муж Виктор, который целыми днями сидит в "своей" комнате, что-то читает и ждёт, когда ему предложат роль в театре, тоже не стесняется брать деньги у своего отца. Отец Виктора - пенсионер, он ещё работает на уральском заводе, но всю свою пенсию пересылает сыну. Отец жалуется Тоне, что они с женой "упустили" сына. Он с детства забил в свою голову только одно: хочу быть артистом. Отец-то мечтал дать сыну сначала какое-нибудь ремесло, чтобы он имел свой надёжный кусок хлеба, а потом бы выбирал, что хочет: хоть театр, хоть кино. А теперь, говорит отец, мой Виктор, как и его друзья, никак не могут "уцепиться" в жизни, нету у них силы воли, чтобы подавить свою гордыню и заняться каким-нибудь обыкновенным делом.
    Тоня, наблюдая за Виктором и его друзьями, понимает, что отец Виктора прав. Дочка Тамара считает своего мужа Виктора и его друзей творческими людьми. Но Тоня видит, что все они не шибко "укрепились" в жизни, и ей даже жалко их. Тоня не умеет обвинять людей. Она молчит, когда, выгнанная из своего дома, ночует на работе, и дочь не интересуется, что с ней и где она. Тоня не умеет защищать себя. Она лучше уступит. Это даже не слабость, это - кротость характера, это какой-то вид мудрости: избегать конфликтов, уступать, хотя и платить за это цену приходится ей самой.
    Только в 45 лет Тоня, оставшись без жилья, встречает Ефима Емельяновича, человека "с душой", и она вдруг "насмелилась" задавать ему вопросы и рассказать всё о своей жизни. Ефим Емельянович, потерявший на войне ногу, сумел найти своё место в жизни - он стал уважаемым реставратором мебели, мастером своего дела. Конец повести оптимистичный: мы видим, как Тоня рядом со своим женихом становится решительней, уверенней в себе.
    Мысли о своём месте в жизни вспоминаются, когда мы читаем прекрасный рассказ П.Нилина "Знаменитый Павлюк". Рассказ написан от лица 8-летнего мальчика, отданного в ученики к известному в городе жестянщику Павлюку. Действие рассказа происходит в начале 20 века. Павлюк - мастер своего дела, он делает чайники, вёдра, самоварные трубы и железные печки. Особенно удавались ему печки, которые он делал с особым удовольствием. Печки у него получались на редкость красивые, лёгкие и высокие, на фигурно изогнутых ножках. И на дверцах каждой печки, он выбивал семь некрупных букв: "ПАВЛЮКЪ". Павлюка заваливали заказами, к нему приезжали из деревень и даже из тайги.
    Павлюк был болен чахоткой , и это знала вся улица. Жить ему оставалось совсем немного. Говорили, он не доживёт до зимы. Хозяин дома, у которого Павлюк снимал подвал, потребовал, чтобы Павлюк заплатил ему аренду за три месяца вперёд, надеясь, что Павлюк умрёт раньше. Павлюк не спорит, послушно платит. На улице его любили за кротость характера, за доброту и мастерство, несравненное в своём роде. Его жалели, говорили: "Ведь какой мужик двужильный. Непонятно, в чём душа держится, а всё работает, стремится..." Все хотели знать, когда же умрёт Павлюк, чтобы раньше всех поспеть к дележу его имущества. То и дело в подвал к Павлюку приходили соседи, знакомые, и просили продать по дешёвке инструменты, самовар, граммофон или зимнее пальто. Эти простые люди прямо говорили:" На что теперь тебе вещи? Не потащишь же ты их с собой в могилу, а я бы тебя вспоминал...". Павлюка стали раздражать эти посетители, и он приказал мальчику запирать дверь. Про этих людей Павлюк однажды сказал: "До чего же дешёвые люди бывают на свете!"
    Но вот однажды к Павлюку пришёл Костя Уклюжников, тоже известный в городе мастер - жестянщик. Он спросил, не нужна ли Павлюку какая-нибудь помощь, ведь они люди одного ремесла. И Павлюк как будто уцепился за эти слова: люди одного ремесла. Но от помощи он отказался. Помогать ему уже ни к чему. "Лучше я сам тебе помогу". Он предложил Косте взять белую жесть, которой у него много остаётся. Но Костя очень обиделся: "Я к тебе с добрым словом шёл, а ты мне такое..." Павлюк растерялся, не знал, что ответить. Потом сказал:" Ты не обижайся. А жесть возьми. Мне приятно будет, если ею мастер воспользуется"...Но Костя Уклюжников ничего не взял, даже не притронулся ни к чему.
    В этот же вечер пришёл к Павлюку ещё один жестянщик, Линев. Он сказал, что у него есть один знакомый доктор и очень было бы неплохо, если бы этот врач посмотрел Павлюка. Но Павлюк снова отказался: "Поздно", - сказал он. После прихода Кости Уклюжникова и особенно после разговора с Линёвым Павлюк как будто приободрился. " Хороший у нас народ," - почти весело сказал он мальчику. "Хороший, совестливый, чувствительный. Среди хорошего народа живём..." И когда мальчик сказал: "Ну да, очень хороший! Все только приглядываются: отдай, уступи, продай по дешёвке..". Павлюк вдруг засмеялся: " Это ты про кого говоришь? Про Варкова? Про Хинчука? Это ещё не народ. Эти только живут около народа. Народ - это мастеровые, у кого ремесло в руках и кто необходимое дело делает. Вот это называется народ..."
    Мальчик наблюдает, как работает Павлюк. Закончив работу, он всегда сам бережно протирал свой инструмент прокеросиненной тряпочкой и развешивал инструменты на стене. Мальчика он всегда просил подмести пол. Брезентовый пиджачок Павлюка и штаны, тоже брезентовые, были всегда аккуратно проглажены и такие чистые, точно он каждое утро ждал, что кто-нибудь придёт проверять, в каком виде он работает.
    Павлюк работал до последнего дня.
    Прошло с того времени 8 - 10 лет, мальчик - рассказчик превратился в юношу, участвовал в Гражданской войне. Павлюк постепенно угасал в его памяти. Однажды в бою юноша был тяжело ранен. Товарищь перетащил его в лесную сторожку и ушёл в лес за хворостом. Юноше казалось, что он умирает... Потом пришёл товарищь, затопил печку, огонь начал разгораться всё больше и ярче, и вдруг юноша увидел на дверце печки знакомые буквы "ПАВЛЮКЪ". Так заканчивается этот рассказ Павла Нилина о простом человеке, знаменитом мастере своего дела, оставившем людям на память плоды своего ремесла.
    У П.Нилина много рассказов о простых людях. Есть среди этих людей и "совестливые", и "дешёвка", как называл их Павлюк. Это люди 20-80-х годов 20 века. Многие из них не имеют образования, жизнь - их главный учитель. Иногда жизнь сталкивает их с чем-то необъяснимым, непонятным. Об этом - рассказ П.Нилина "Дурь". Молодой парень Николай Касаткин, шофёр, любит свою жену Танюшку Фешеву, но вернувшись из армии, узнаёт об её изменах. Далее - развод, и Николай снова женится на хорошей и "правильной" Наташе, которую одобряет вся его родня. Но он никак не может выкинуть из головы Татьяну, свою первую беспутную жену. Его тянет к ней, к их квартире, к пристани, где Таня работает в кафе официанткой. Николай мучается, страдает, он не понимает, что с ним происходит. Начинает пить, прогуливать. Он не знает современных теорий о видах любви, не знает, что бывает любовь как неизлечимая болезнь. Он не знает истории Хозе и Кармен, не знает о роковой любви кавалера де Грие к Манон Леско или любви Григория Мелехова к Аксинье. Рассказ написан от первого лица ( в этом П.Нилин - мастер!) с какой-то щемящей искренностью. А ведь этот простой парень способен на сильное чувство!
    Раньше на Руси простых людей называли мещанами. У Евгения Винокурова есть стихотворение "Мещанин":
    "Мещанин" - произносим мы часто,
    ожидая ухмылки в ответ.
    Между тем, как святое мещанство
    наполняет собой этот свет.
    Но что значит то слово по сути?
    Почему им привыкли бранить?
    Это ж просто лишь честные люди
    без потребности мир изменить.
    Да, простые люди многих рассказов П.Нилина заняты повседневностью, воспитанием детей, бытовыми делами. Но есть у Нилина повесть "Жестокость", герои которой мечтают "изменить мир". Это 20-летние ребята, которые по путёвкам комсомола были направлены на работу в Уголовный розыск небольшого сибирского городка Дудари. Только что закончилась Гражданская война, в Дударях установилась Советская власть, но и в самом городе, и в тайге, окружающей его, неспокойно. Действуют банды, убивающие сельских активистов и борющиеся за возвращение старых порядков. Самой опасной считалась банда Кости Воронцова, бывшего колчаковского поручика, который объявил себя "императором всея тайги".
    Главные герои повести - молодые комсомольцы Вениамин Малышев и его друг, от лица которого и ведётся рассказ. Эти простые ребята искренне верят в социализм и коммунизм, они говорят о будущем даже чаще и взволнованней, чем о настоящем. Они не успели получить образование, их юность совпала с Гражданской войной. Они получили свою веру в коммунизм из газет, слушая лекторов в клубах и на комсомольских собраниях, или читая выступления Ленина. Малышеву, как заместителю Начальника Угрозыска по оперативно - розыскной работе, приходится выступать на сибирских заимках. Малышев увлечённо говорит, и он искренне в это верит, что Советская власть со временем изменит тайгу, построит здесь новые города и заводы. Но говорить с таёжными жителями трудно: активно действует пропаганда Воронцова. Эти простые люди в таёжных деревнях говорят: "Нам любая власть хороша, лишь бы она нас не забижала".
    Малышев выделяется среди молодых ребят из Угрозыска, которые выполняют свою работу, как требует Начальник и рабочие инструкции. Малышев способен принимать собственные решения. Его интересуют люди. Он ведёт долгие допросы - разговоры с попавшим в плен Лазарем Баукиным, членом банды Воронцова. Лазарь Баукин, сибирский крестьянин, участник 1-ой мировой войны и кавалер 4-х георгиевских крестов. Он какое- то время служил у белых, поэтому сейчас скрывается в банде Воронцова. Лазарь Баукин очень заинтересовал Малышева. Он понимает, что в банде Воронцова много бедняков и бывших солдат. Есть даже такие, которые в Гражданскую войну воевали за Советскую власть, а потом, вернувшись на родные таёжные заимки, вроде разочаровались, сбитые с толку агитацией и угрозами. После долгих разговоров с Лазарем Баукиным у Малышева сложился план захватить Костю Воронцова с помощью таких людей как Баукин.
    Характер Вениамина Малышева раскрывается при сопоставлении его с другим "героем" повести - Яковом Узелковым. Узелков - корреспондент губернской газеты. Его заметки и публикации о жизни и работе Уголовного розыска - напыщенные, лживые, искажающие правду о суровой работе ребят из Угро. Узелков все свои публикации готовит заранее: он знает, что и как надо писать и говорить. Столкновение этих двух характеров произошло на комсомольском собрании, на котором должны были за посещение церкви исключить из комсомола простого паренька Егорова. Узелков всё подготовил заранее: уже написал статью для газеты о комсомольском собрании, заклеймил Егорова, привёз из города райкомовского лектора. Малышев переломил ход собрания, защитил Егорова, показав несправедливость обвинений против него. Но Узелков уверен в своей правоте. Уже после собрания он говорит: "Иногда в политических интересах надо наказать одного, пусть и невиновного человека, чтобы на этом примере научить тысячи других". Это - страшные слова, и это чувствует Малышев. Вспомним, как много преступлений в Советской России совершалось ради политической необходимости!
    Малышев чувствует фальшь в словах и действиях Узелкова. Рассказчик - товарищ Вениамина удивляется, зачем Веня спорит с Узелковым." Это же трепло", - говорит он про Узелкова. Малышев отвечает: "Нет, он не трепло, он - хуже...". Малышев чувствует опасность таких людей.
    Вениамин Малышев постепенно готовит свой план захвата Воронцова с помощью Лазаря Баукина. Несколько раз зимой он на лыжах уходит в дальние таёжные деревни и на заимки, разговаривает с людьми, договаривается с Баукиным. И только летом этот план был осуществлён. Баукин и его друзья захватили живьём Воронцова, убив несколько его главных помощников. Связанного Воронцова Баукин и его друзья везут в Дудари. Вместе с ними Малышев и несколько ребят из Угро. Но недалеко от Дударей случилось неожиданное: из леса вдруг выехала большая группа конных милиционеров во главе с величественно-грозным Начальником Угро, которые окружили телеги с Воронцовым и убитыми помощниками. Получилось так, будто эти милиционеры и захватили бандитов, а также и Баукина с его друзьями. Баукин оказался как бы арестованным. Это произвело страшное впечатление на Малышева, он был возмущён, он говорит с Начальником грубо, резко:" Люди сами, без нас , всё сделали. И не надо сейчас им показывать, что мы им не доверяем, когда всё дело уже сделано". Но Начальник приказал Малышеву замолчать.
    Весь город был взбудоражен: поймали неуловимого Костю Воронцова, которого ловили уже несколько лет! Начальник объявил, что всю операцию провели сотрудники Угрозыска. Всех их он приказал представить к наградам, а Лазаря Баукина - временно арестовать для проверки.
    Вениамин видит эту ложь и тяжело переживает несправедливость. Он говорит: "Мне теперь так противно всё это дело с Воронцовым, будто я сволочь какая-то. Начальник уже всем в городе раззвонил, что мы сделали это дело, что это он сам лично это сделал. Для этого он и конную милицию вызвал на тракт. Нам дадут награды, а Лазаря Баукина и других выведут в расход. " Малышев собирается уехать из Дударей. Вечером, в ресторане, он сидит такой потерянный, что его другу- рассказчику кажется, что Веня тяжело заболел. Вениамин чувствует себя лично ответственным за всё, что случилось, он думает про Баукина и говорит: " Мне сейчас стыдно неред Лазарем так, что у меня уши горят и всё внутри переворачивается! Выходит, что я обманул их! Как я теперь в глаза ему смотреть буду?" Не выдержав мук совести, Малышев стреляется и погибает.
    Наверное, Узелков или сам Начальник распространили слух, что Малышев застрелился из-за несчастной любви. Но Венин друг-рассказчик знал, что дело не в этом. Такой сильный человек, каким был Вениамин, застрелился не из - за неудачного письма к Юле Мальцевой, которое случайно попало к Узелкову. "Совестливый" Вениамин Малышев не выдержал несправедливости по отношению к людям, за которых он чувствовал личную ответственность.
    После похорон комсомольцы из Угро обсуждают Начальника и самоубийство Вениамина. Удивительно, что эти простые ребята, уважающие и любящие Малышева, которые знали, что именно Баукин взял живьём Костю Воронцова, не осуждают ложь Начальника, который объявил, что Воронцова захватили его подчинённые. Ребята говорят:"Начальник сделал это, чтобы поднять авторитет Угро, а то мы несколько лет пытались поймать Воронцова и не могли, как дармоеды какие-нибудь." Здесь мы снова встречаемся с ложью ради высокой цели, и эти последние страницы повести невольно заставляют задуматься об ответственности простых людей за всё, что происходит вокруг них. Ответственны ли они за те социальные эксперименты, которые проводили большевики в России в течение 70 лет? Это, наверное, вопросы уже для другой статьи. Но я в заключение хочу привести ещё одно стихотворение Е.Винокурова. Поэт пишет о своём отце, тоже, как и герои "Жестокости", простом комсомольце 20-х годов.
    Был отец фанатик. Это плохо.
    Жизни не щадил как большевик...
    Разве виноват он, что эпоха
    показала свой кошмарный лик?...
    Что он видел? Перед ним эпоха
    чёртовым кружилась колесом!
    Он и в книгах разбирался плохо,
    что он понял на веку своём?
    Он читал, как Библию, газету,
    Маркса, что ему не по уму!
    Но ему всё ж оправданья нету,
    как и миру нашему всему...

    0    0

  • 4/5

    Каждый имеет право на счастье,
    Каждый достоин любимым быть;
    Сердцу бы чуточку больше участья,
    Чтоб всё плохое могло позабыть...

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

 

Похожие товары

Категория 127 р. - 190 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

7 ms