Миротворчество в России. Церковь. Политики. Мыслители (Балуев Б. В., Белякова Е., Вишленкова Елена Анатольевна) ; Наука, 2003
от 79 р. до 98 р.
Автор(ы): Вишленкова Елена Анатольевна; Белякова Е.; Балуев Б. В.;
Издатель: Наука
ISBN: 5-02-009812-4
ID: SKU377419
Сравнить цены
Цена от 79 р. до 98 р. в 2 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Лабиринт 5/5 | 98 р. 195 р. | наличие уточняйте 06.04.2024 |
МАЙШОП 5/5 | 79 р. 121 р. | наличие уточняйте 06.04.2024 |
AliExpress 5/5 | ||
Читай-город 5/5 | ||
Яндекс.Маркет 5/5 | ||
Мегамаркет 5/5 | ||
Описание
Книга представляет собой коллективную монографию, посвященную исследованию идеи миротворчества в русском общественном сознании X-XIX вв.
В данном исследовании прослеживаются миротворческие идеи с Древней Руси, когда представления о войне и мире регулировались христианским вероучением до начала XIX века, когда происходит секуляризация культурных представлений о мире и войне и доминирующей становится философия Просвещения. Просматриваются и идеи второй половины XIX - начала ХХ века. В книге приводятся многочисленные и красноречивые примеры посредничества Церкви в межкняжеских распрях, фиксируется различное отношение к насилию в древнерусских религиозных памятниках, делается попытка выяснить его истоки. На Руси, которая с момента крещения во многом находилась под влиянием византийской религиозно-правовой культуры, "война признавалась как неизбежное зло, и церковь относилась к войне именно как ко "злу", сохраняя правила, запрещающие священникам участвовать в военных действиях, и налагая епитимьи за убийство на войне даже на мирян". В XV веке ситуация меняется, и "в посланиях и грамотах московского происхождения настойчиво проводится мысль о том, что погибшие на войне за "православное христианство" будут удостоены мученических венцов". Таким образом, "мы можем говорить не о воспроизведении "византийской модели", а о создании новой идеологии "священной войны", чуждой Византии". Идея священной войны хорошо вписывается в общую ориентацию русской культуры конца XV - середины XVI веков, ориентацию на Восток. Падение Константинополя и падение монголо-татарского ига (оба эти события совершились на глазах одного поколения) сделали молодое Московское государство наследником двух великих империй. А недоверчивое отношение к Западу как к миру греха усилило представление русских об их принадлежности к миру именно восточной культуры.
В "Ономастиконе", источнике беспристрастном, составленном С. Б. Веселовским, представлены имена, фамилии, прозвища людей различных социальных слоев. XVI век - период широкой экспансии турок в Европу, время церковного раскола и начала религиозных войн. Идеализируя Турцию, европейские публицисты видят в ней антипод европейского мира. Таким образом, ислам, православие и война оказываются в едином смысловом пространстве. Ценности каждой из этих систем, комбинируясь между собой, и породили концепцию священной войны в русском религиозном сознании XV-XVI веков. Мощная волна европеизации, начавшаяся реформами Петра I и продолжавшаяся на протяжении всего XVIII века, прервала традицию, идущую от Древней Руси.
В целом, статьи сборника сконцентрированы на одной из универсальных для русской культуры идей - идее мира, что само по себе чрезвычайно важно. Сборник ценен также, как открытие новых исследовательских перспектив.
Для специалистов, занимающихся исследованием различных вопросов истории русского и российского государства, истории Русской Церкви, истории русской культуры, истории возникновения и развития различных общественно-политических течений в русском обществе, истории русской философии, для преподавателей, студентов и аспирантов исторических и философских вузов и факультетов.
В данном исследовании прослеживаются миротворческие идеи с Древней Руси, когда представления о войне и мире регулировались христианским вероучением до начала XIX века, когда происходит секуляризация культурных представлений о мире и войне и доминирующей становится философия Просвещения. Просматриваются и идеи второй половины XIX - начала ХХ века. В книге приводятся многочисленные и красноречивые примеры посредничества Церкви в межкняжеских распрях, фиксируется различное отношение к насилию в древнерусских религиозных памятниках, делается попытка выяснить его истоки. На Руси, которая с момента крещения во многом находилась под влиянием византийской религиозно-правовой культуры, "война признавалась как неизбежное зло, и церковь относилась к войне именно как ко "злу", сохраняя правила, запрещающие священникам участвовать в военных действиях, и налагая епитимьи за убийство на войне даже на мирян". В XV веке ситуация меняется, и "в посланиях и грамотах московского происхождения настойчиво проводится мысль о том, что погибшие на войне за "православное христианство" будут удостоены мученических венцов". Таким образом, "мы можем говорить не о воспроизведении "византийской модели", а о создании новой идеологии "священной войны", чуждой Византии". Идея священной войны хорошо вписывается в общую ориентацию русской культуры конца XV - середины XVI веков, ориентацию на Восток. Падение Константинополя и падение монголо-татарского ига (оба эти события совершились на глазах одного поколения) сделали молодое Московское государство наследником двух великих империй. А недоверчивое отношение к Западу как к миру греха усилило представление русских об их принадлежности к миру именно восточной культуры.
В "Ономастиконе", источнике беспристрастном, составленном С. Б. Веселовским, представлены имена, фамилии, прозвища людей различных социальных слоев. XVI век - период широкой экспансии турок в Европу, время церковного раскола и начала религиозных войн. Идеализируя Турцию, европейские публицисты видят в ней антипод европейского мира. Таким образом, ислам, православие и война оказываются в едином смысловом пространстве. Ценности каждой из этих систем, комбинируясь между собой, и породили концепцию священной войны в русском религиозном сознании XV-XVI веков. Мощная волна европеизации, начавшаяся реформами Петра I и продолжавшаяся на протяжении всего XVIII века, прервала традицию, идущую от Древней Руси.
В целом, статьи сборника сконцентрированы на одной из универсальных для русской культуры идей - идее мира, что само по себе чрезвычайно важно. Сборник ценен также, как открытие новых исследовательских перспектив.
Для специалистов, занимающихся исследованием различных вопросов истории русского и российского государства, истории Русской Церкви, истории русской культуры, истории возникновения и развития различных общественно-политических течений в русском обществе, истории русской философии, для преподавателей, студентов и аспирантов исторических и философских вузов и факультетов.
Смотри также Характеристики.
Яндекс.Маркет
Содержание
Е.Л. Рудницкая, Н.Н.Лисовой. Миротворческая
парадигма русской мысли
Б.М. Клосс. Миротворческая роль Церкви в XI -
начале XV в. (на материале летописей и житий
святых)
Е.В. Белякова. Отношение к войне и убийству в
канонических памятниках XIV-XVI вв
Л.П. Найденова. "Добродетель злобу
преодолевает" (Мир в семье. По материалам
"Домостроя")
Л.Н. Пушкарев. Тема войны и мира в русском
фольклоре
Л.Н. Пушкарев. Идеи мира в русской общественной
мысли (XVII - первая половина XVIII в.)
Е.Л. Рудницкая. Мир без войны: русское
преломление европейской идеи
Н.В. Минаева. Миротворческие идеи
внешнеполитического проекта Адама
Чарторыйского (1804-1807 гг.)
Е.А. Вишленкова. Война и мир и русское общество в
правление Александра I
Е.А. Вишленкова. Идеи мира и экуменизма в
политической жизни России первой четверти XIX в
Е.А. Вишленкова, Г.Х.Гильмановг. По пути мирного
диалога России с Востоком
И.А. Курляндский. Идеи войны и мира в духовном
наследии иерархов Русской Православной Церкви
XIX в. [Филарет (Дроздов), Иннокентий
(Вениаминов), Арсений (Москвин), Игнатий
(Брянчанинов), Феофан (Говоров)]
С.Г. Яковенко. Идея христианского единства как
фактор объединения Европы в трудах русских
мыслителей XIX в
Е.Л. Рудницкая. Война и мир в транскрипции
русской радикальной мысли
Е.А. Полякова, Н.Д.Тамарченко. Идея ненасилия в
творчестве Л.Толстого
М.Г. Петрова. В.Г. Короленко: "Высота
примиряющей мысли"
В.А. Твардовская. Николай Морозов в конце
пути: наука против насилия
Б.П. Балуев. П.Б. Струве о роли интеллигенции в
социальном миротворчестве
Указатель имен
парадигма русской мысли
Б.М. Клосс. Миротворческая роль Церкви в XI -
начале XV в. (на материале летописей и житий
святых)
Е.В. Белякова. Отношение к войне и убийству в
канонических памятниках XIV-XVI вв
Л.П. Найденова. "Добродетель злобу
преодолевает" (Мир в семье. По материалам
"Домостроя")
Л.Н. Пушкарев. Тема войны и мира в русском
фольклоре
Л.Н. Пушкарев. Идеи мира в русской общественной
мысли (XVII - первая половина XVIII в.)
Е.Л. Рудницкая. Мир без войны: русское
преломление европейской идеи
Н.В. Минаева. Миротворческие идеи
внешнеполитического проекта Адама
Чарторыйского (1804-1807 гг.)
Е.А. Вишленкова. Война и мир и русское общество в
правление Александра I
Е.А. Вишленкова. Идеи мира и экуменизма в
политической жизни России первой четверти XIX в
Е.А. Вишленкова, Г.Х.Гильмановг. По пути мирного
диалога России с Востоком
И.А. Курляндский. Идеи войны и мира в духовном
наследии иерархов Русской Православной Церкви
XIX в. [Филарет (Дроздов), Иннокентий
(Вениаминов), Арсений (Москвин), Игнатий
(Брянчанинов), Феофан (Говоров)]
С.Г. Яковенко. Идея христианского единства как
фактор объединения Европы в трудах русских
мыслителей XIX в
Е.Л. Рудницкая. Война и мир в транскрипции
русской радикальной мысли
Е.А. Полякова, Н.Д.Тамарченко. Идея ненасилия в
творчестве Л.Толстого
М.Г. Петрова. В.Г. Короленко: "Высота
примиряющей мысли"
В.А. Твардовская. Николай Морозов в конце
пути: наука против насилия
Б.П. Балуев. П.Б. Струве о роли интеллигенции в
социальном миротворчестве
Указатель имен
О книге
Автор(ы) | Балуев Б. В., Белякова Е., Вишленкова Елена Анатольевна |
Издатель | Наука |
ISBN | 978-5-02-009812-1 |
Год издания | 2003 |
Размеры | 60x90/16 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Кол-во страниц | 503 |
3 ms.
Книги где авторы: Балуев Б. В., Белякова Е., Вишленкова Елена Анатольевна
История России до 1917 года - издательство "Наука"
Категория 63 р. - 94 р.
История России до 1917 года - издательство "Наука" »
1 ms.
История России до 1917 года
Категория 63 р. - 94 р.