Блаженные похабы. Культурная история юродства (Иванов Сергей Аркадьевич) ; Corpus, 2019
439 р.
Автор(ы): Иванов Сергей Аркадьевич;
Издатель: АСТ
ISBN: 978-5-17-111103-8
ID: SKU34557
Добавлено: 15.08.2021
Цены
Цена от 439 р. до 439 р. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
ЛитРес 5/5 | 439 р. 549 р. электронная книга | скачать фрагмент | |
Лабиринт 5/5 | ||
Читай-город 5/5 | ||
МАЙШОП 5/5 | Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года | |
Описание
Кто такие юродивые и почему в Древней Руси их называли похабами? Чем отличается "глупец Христа ради" от обыкновенного сумасшедшего? Почему юродство как институт сложилось на Руси одновременно с самодержавием? Каким было отношение к разыгранному, культурно интерпретированному безумию на Ближнем Востоке и в античной Греции? Можно ли считать юродивыми князя Мышкина или Владимира Жириновского? А Олега Кулика и "Пусси Райот"? Зачем монаху идти в таверну? И ради какой цели, в конце концов, юродствует юродивый? Историк Сергей Иванов, используя фантастическое количество материалов, от древних текстов до современных исследований, дает исчерпывающее, увлекательное и невероятно информативное описание юродства как религиозно-культурного феномена, прослеживая его историю от Византийской империи до Нового времени.
Новое издание, дополненное и переработанное.
Сергей Аркадьевич Иванов – профессор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, специалист по культуре Византии, популяризатор науки. Его книги и лекции обладают уникальной особенностью: они делают живыми и близкими вещи вроде бы нам знакомые, но не до конца понятные. “Блаженные похабы” не исключение. Здесь такое общеизвестное и вместе с тем загадочное явление, как юродство, рассматривается с точки зрения истории культуры.
Смотри также Характеристики.
Яндекс.Маркет
Видео обзоры (3)
О книге
Автор(ы) | Иванов Сергей Аркадьевич |
Серия | historia |
Раздел | Антропология. Этнография |
Издатель | Corpus |
ISBN | 978-5-17-111103-8 |
Возрастное ограничение | 12+ |
Год издания | 2019 |
Количество страниц | 464 |
Переплет | Твердый (7БЦ) |
Бумага | Типографская |
Формат | 145x218мм |
Вес | 0.51кг |
Отзывы (12)
-
Livisa
- 18 марта 20244/5
Высококлассное, обстоятельное исследование феномена юродства в православии, сделанное на профессиональном научном уровне. Книгу можно разделить на две части: юродство в Византии и юродство в России. В первой части автор Сергей Иванов подробно изучает термины, встречающиеся в письменных источниках, которыми называют юродивых и само явление юродства. К сожалению, автор, рассказывая об этих терминах, приводил их только в записи греческого алфавита, без транскрипции для тех, кто не знает греческих букв, как я, например. Все-таки, это научно-популярная книга и ее будут читать не только коллеги-ученые, поэтому, на мой взгляд, было бы вежливо по отношению к читателю написать транскрипцию этих слов, тем более, что их разбору посвящена целая глава.
В части, посвященной Византии, Иванов рассматривает и обозначает житийные парадигмы и сюжеты, складывавшиеся на протяжении столетий, относительно тех или иных известных юродивых. А во второй части автор показывает, как эти византийские сюжеты были восприняты и переосмыслены в России и что в них появилось нового при переходе на другую территорию.
Честно говоря, очень сложно при первом прочтении запомнить имена многочисленных юродивых и подробности агиографических сочинений, с ними связанных. Так что к этой книге можно будет вернуться еще не раз, потому что тема юродства очень захватывающая и интригующая.0 0
-
mirlanda_euten
- 18 марта 20244/5
“Блаженные похабы. Культурная история юродства” Сергей Иванов
На эту книгу я наткнулась случайно, начала читать для общего развития – и упала с головой, хотя по содержанию и форме она не научпоп, а скорее немного причёсанная для широкого читателя монография, и не сказать, что лёгкая для чтения и с низким порогом вхождения. Но я могу сразу сказать, что в принципе, для составления общей картины, запоминать все имена всех упомянутых святых и исторических персонажей не обязательно.
Самое сложное, как сразу обозначает автор, это дать определение, что же такое христианское юродство. Сумасшествие? Трикстерство? Вызов общественным нормам? А как их измерить, где граница между сумасшествием и отказом от разума ради веры? Юродство – это осознанный вывод самого себя, будучи в трезвом уме, за рамки общества на позицию парии ради близости к богу, и от этого явление становится спорным и зыбким.
Книгу можно условно поделить на две части: история юродства в греческой церкви и юродство в русской церкви.
В первой половине автор скрупулёзно разбирает письменные источники и жития, прослеживая историю юродства от зарождения до упадка. Интересно, что юродство в каком-то смысле порождение “кругового цитирования”: оно появилось не в реально жизни, а в книжной реальности, в церковных историях и житиях как протест их авторов против социальных тисков приличий, затирающих истинную веру и духовность. И лишь через какое-то время такого виртуального развития появляются юродивые настоящие.
Вторая половина посвящена истории юродства на Руси, как оно изменилось в новых условиях – при том, что в греческой церкви юродство к тому времени стало маргинальным и презираемым явлением. В Византии юродивые протестовали против ханжества и закостенелых общественных приличий, подменяющих истинную веру и богобоязненность, а на Руси самые влиятельные юродивые пришлись на период становления абсолютистской царской власти, как знак протеста общества против тотальной бесправности и узурпацией царём и светской, и сакральной власти.
Есть в книге обзор схожих практик других религий и культур, в античности, исламе и прочих. Но всё же в первую очередь это книга о православных юродивых. Иронично, что конец у обоих “ветвей” этого явления, греческой и русской, был один. Сначала юродство деградировало под весом времени, популярности и соблазнительной лёгкости “юродской праведности”, став маргинальным и “низовым”, а в 19 веке его добило появление психиатрии. В России юродство из-за его нападок на власть начало преследоваться под иносказательным “лжеюродивый” (а настоящие, понятное дело, где-то существуют, но не здесь), маргинализировалось с началом церковных реформ и просвещения, а окончательную точку в истории юродства поставила советская власть, в Греции последнего юродивого его настоятель отправил в психиатрическую больницу в середине XX века.
Ещё отмечу, что Иванов рассказывает массу интересных бытовых деталей каждой эпохи, необходимых для понимания описываемого этапа развития юродства. Нравы Византии, общественные и церковные, нравы Руси и Московского царства, разница между ними, социальные изменения.
Итого, вместе даёт очень интересную книгу. У неё ещё есть отличная начитка в авторском исполнении, очень рекомендую.0 0
-
Анонимно
- 22 мая 20225/5
"Юродство существует постольку, поскольку оно тревожит, бередит и – да: скандализует, взрывает общепринятые нормы. В этом оно подобно скандалу, иногда просто совпадает с ним".
В данной монографии автор описывает все грани юродства в светской парадигме.
Замечательно сформулировал тезис Павел Флоренский: "когда некоторое поведение можно с уверенностью определить как юродство, это есть верный признак, что данное явление не есть юродство".
Написано интересно, увлекательно, с многочисленными примерами, цитатами и определениями.0 0
Добавить отзыв
Книги с похожим названием
Книги где автор: Иванов Сергей Аркадьевич
Всемирная история - издательство "АСТ"
Категория 351 р. - 526 р.
Религиоведение - издательство "АСТ" »
Всемирная история
Категория 351 р. - 526 р.