КаталогКниг.РФ

"Свидетель терпеливый..." Дневники, мемуары (Горнунг Лев Владимирович) ; Редакция Елены Шубиной, 2019

Книга: "Свидетель терпеливый..." Дневники, мемуары (Горнунг Лев Владимирович) ; Редакция Елены Шубиной, 2019

от 1658 р. до 2013 р.


Сравнить цены

Цена от 1658 р. до 2013 р. в 9 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Буквоед

5/5

2013 р.
Минимальная сумма заказа 100 рублей
Book24

5/5

2013 р. 2309 р.
Мегамаркет

5/5

2012 р.
Яндекс.Маркет

5/5

2013 р. 2875 р.
Лабиринт

5/5

1991 р. 2728 р.
наличие уточняйте
23.02.2024
Читай-город

5/5

1658 р. 2099 р.
наличие уточняйте
02.12.2023
МАЙШОП

5/5

1935 р. 2579 р.
наличие уточняйте
22.02.2024
Подписные издания
1668 р.
наличие уточняйте
29.08.2022
OZON
1732 р.
наличие уточняйте
03.01.2024
AliExpress

5/5

Как купить или где мы находимся +

Описание

Лев Владимирович Горнунг (1902-1993) - поэт и фотограф, автор мемуаров о русских поэтах XX века. В основу книги, составленной Татьяной Нешумовой, вошли дневниковые записи, которые Горнунг вел с юности. Разрозненно хранящиеся в государственных и частных архивах страницы этого дневника впервые воссозданы как единый текст, отразивший несколько десятилетий жизни московской интеллигенции с начала 1920-х до 1980-х годов.
В книгу также квлючены ранее не публиковавшиеся мемуарные очерки, дополняющие дневник, а также небольшая хрестоматия упоминаемых стихотворений. Издание снабжено вступительной статьей, подробным комментарием и именным указателем.
Составитель Татьяна Нешумова.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Содержание

Татьяна Нешумова. О Льве Горнунге, его дневнике
и мемуарах
I. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
II. ДНЕВНИК
III. ВОСПОМИНАНИЯ
Мои воспоминания о профессоре Густаве
Густавовиче Шпете
Литературный кружок в Москве в 1920-е годы XX в.
Из записей о М.А. Волошине
С.Я. Парнок
Альвинг Арсений Алексеевич
Дмитрий Сергеевич Усов
С.М. Городецкий
Арсений Александрович Тарковский
Кочетков Александр Сергеевич
Приложение 1. Ответы А.С. Кочеткова на анкету
Е.Я. Архиппова "Вопросы о любви к поэтам и
книгам"
Приложение 2. Михаил Слободской. Почти баллада
Рассказ Николая Дмитриевича Телешова
Борис Александрович Садовской
Верховский Юрий Никандрович
Воспоминания об А.И. Ходасевич
Звенигородский Андрей Владимирович
[О Давыдовой Лидии Владимировне и ее
коллекции]
IV. ИЗБРАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, УПОМЯНУТЫЕ В
ДНЕВНИКЕ Л.В.ГОРНУНГА
ЛЕВ ГОРНУНГ
Лира Пушкина
27 января 1837
Льдины
"Падучих звезд серебряные нити..."
"Угрюмый Пан, в венке зеленом..."
"По лестнице дней обветшалой..."
"Гнездится ловкость у ночных мышей..."
"Она еще не смыла пены..."
Большой театр
"Отдайся жадным зеркалам..."
Атлант
"Я задыхаюсь, воздух раскален..."
Весна в Абрамцеве
Санный путь
Лунной ночью
Рождение жизни
Уходящей Москве
Послание с дороги
АРСЕНИЙ АЛЬВИНГ
Лорнет прабабушки
Алешин сонет
Стих о варенье
Этот срок
От разрыва сердца
Совсем простое стихотворение
"Ты, без меня, люби мои стихи..."
НИКОЛАЙ БЕРНЕР
Бонапартист
В веках
АЛЕКСАНДР ВЕНЕДИКТОВ
Гурзуф
"Она придет ко мне и скажет..."
Москвичу
ЮРИЙ ВЕРХОВСКИЙ
Арсению Альвингу ("Поэт, я говорю с тобой...")
Арсению Альвингу ("Ах, не славно ль вместе
рвать...")
"Помнишь, друг мой, у Толстого..."
Льву Горнунгу ("Милый друг мой, ведь не диво...")
Льву Горнунгу ("На белом листе белый стих...")
АНДРЕЙ ЗВЕНИГОРОДСКИЙ
Будда
ВЕРА ЗВЯГИНЦЕВА
Вечер неудачников
АЛЕКСАНДР КОЧЕТКОВ
Баллада одной могилы
1. Друг сетует над гробом
2. Женщина плачет ночью
3. Черви выражают неудовольствие
4. Трава утешает всех
ЛЕОНИД ЛИХАЧЕВ
Галстучек
ВЛАДИМИР ЛЮБИН
Песня
ВЛАДИМИР НЕЙШТАДТ
Тяжесть слов
НАТАЛЬЯ ПЕРЕЛЕШИНА
"Веселый бог учил меня плясать..."
НАТАЛЬЯ ПЕРЕЛЕШИНА
"Веселый бог учил меня плясать..."
ИВАН ПУЛЬКИН
"Пройдя сквозь хорошую школу..."
АЛЕКСАНДР РОММ
О ЛЕФе
"Запутал все мечты твой волос шелковистый..."
Троим Соратникам
TEA ЭС (Н.Н.СОКОЛОВА) Из цикла "Sketch-book"
I. Негр
II. Апаш
МИХАИЛ ШИДЛОВСКИЙ
"Печальных дней столь ведомая лента..."
"Милее красоты очарованья..."
V. Л.В. ГОРНУНГ. Рецензия на книгу С.Я. Парнок
"Лоза: стихотворения 1922"
Список архивных источников, использованных при
подготовке книги
Список сокращений
Именной указатель

Видео обзоры (1)

Лев Горнунг “Свидетель терпеливый" Дневники, мемуары. 13.07.19.

Лев Горнунг “Свидетель терпеливый" Дневники, мемуары. 13.07.19.запуск видео

 

О книге

СерияМемуары - XX век
ИздательРедакция Елены Шубиной
Год издания2019
Страниц768
Переплёттвердый
ISBN978-5-17-109114-9
Размеры14,30 см × 21,80 см × 4,00 см
Формат60x90/16
Автор(ы)
ТематикаДеятелей культуры и искусства
Тираж1500
ПереплетТвердый переплёт
Возрастные ограничения16
Кол-во страниц768
Возрастное ограничение16+
Тип обложкитвердая
Жанрбиографии и мемуары
ИздательствоАСТ
Количество страниц768
АвторГорнунг Лев Владимирович
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus

Отзывы (2)

  • 5/5

    Лев Владимирович Горнунг (1902-93) — еще один «свидетель века». Свидетель не молчаливый и не случайный (в своей краткой, но емкой рецензии уважаемая neludimka пишет о его «странном» знакомстве с Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком и проч. — я никакой странности не вижу).

    Вырос в большой семье зажиточного торговца (вел свое происхождение по отцовской линии от шведов). До 17 г. всё было хорошо — любящая мать, хорошее образование, лето в деревне. Потом общественная катастрофа совпала с личной: отец оставил семью, достаток исчез, вскоре погибла одна из сестер, мать слегла, а затем и умерла. Высшего образования Лев Горнунг не получил, как и профессии. В 1920-е гг. служил в Госакадемии художественных наук, потом художником-оформителем (неплохо рисовал), переводчиком (свободно владел французским). Воевал. Занимался всю жизнь разными окололитературными делами. Жил бедно (покупка кепки — на смену предыдущей, отслужившей 10 лет — отмечена отдельной записью в дневнике), голодал. При этом постоянно заботился о ком-то — то младших братьях и сестрах, то друзьях и знакомых, причем бескорыстно. Был добрым и деятельным человеком. В опасные годы хранил у себя чужие архивы. Долгое время даже семью завести не мог, потому что не было ни денег, ни угла. Был счастливо, но недолго женат (жена долго и тяжело болела).

    Дневник начал вести в 23 г. Толчком к этому стала смерть Гумилева, любимого поэта Горнунга. Он начал собирать всё, связанное с Гумилевым (рукописи, издания стихов). Это — и искренняя любовь к поэзии — и привлекло к нему Ахматову и других, знавших Гумилева людей. Что вполне понятно, особенно в то время, когда знакомство с расстрелянным поэтом и даже интерес к нему было делом небезопасным и поэтому симпатичным.

    Горнунг записывал то, что видел (включая мелкие бытовые вещи, очень ценные для полнмания эпохи, и жаль, что этих деталей сохранилось мало), то, что слышал от других и о других личностях — известных (Ахматова, Волошин, Мандельштам, Пастернак, А. Тарковский), малоизвестных и просто забытых. «Реке времен» (Державин) Горнунг мог противопоставить только слово — и смог. Его воспоминания (а с 1930-х гг., когда он увлекся фотографией, и фотоснимки) принадлежат к серебряным страницам истории отечественной литературы, в том числе и потому, что он со многими своими героями общался на протяжении десятилетий, хорошо знал их быт, видел (и фиксировал) происходившие с ними изменения. До того момента, когда его мемуарные материалы стали печататься (это произошло в годы перестройки), да и до самой своей смерти он был устной энциклопедией русской интеллигенции.

    Первоначально дневник велся в тетрадях, затем на клочках бумаги, четвертинках листа. В 59 г. ослеп, но все равно что-то пытался записывать сам. Потом многое диктовал своим помощникам, что вылилось в очерки о разных писателях, больше основанных на памяти (отсюда отдельные фактические неточности), давал переписывать дневники. В результате немалая часть его записок пострадала — что-то от самоцензуры (обрезал фрагменты записей), что-то из-за ошибок в передаче. Поэтому архив его не только не полон (какие-то материалы сохранились лишь в неточных копиях), но и рассеян по разным хранилищам, частично в частных коллекциях (где еще могут быть находки), частично в музейных и библиотечных архивах.

    С этими документами составитель данного сборника Татьяна Феликсовна Нешумова (1965-) , выпускница филфака МГУ, уже много лет занимающаяся русской литературой 20 в., проделал огромную работу. Кроме вступительной статьи (на мой взгляд, не вполне раскрывающей биографию Горнунга), ей принадлежат многочисленные постраничные комментарии и именной указатель. Т.Ф. Нешумова свела воедино разнообразные документы — записки самого Горнунга (отредактировав их и выбрав наиболее достоверные из нескольких вариантов), его письма и письма к нему, воспоминания других авторов, знавших его, и проч. Фактически это стало эдакой литературной мозаикой, растянутой в хронологической последовательности с начала 1920-х по конец 1970-х гг.

    В конце книги дана подборка стихов, его собственных (на мой взгляд, невыдающихся) и его знакомых (разных). Имеются две вклейки с ч/б фото, в том числе самого Горнунга.

    Горнунг не был стилистом, но сумел создать, стараясь быть объективным, несколько десятков портретов своих старших и младших современников (причем как текстовых, так и иллюстративных), без которых теперь нельзя обойтись при характеристике русской поэзии 1920-50-х гг.

    Жаль, что многое в записках Горнуга было утрачено и искажено, но и оставшегося сохранилось с избытком, как большими мазками, так и мелкими деталями. Напр., интересно читать, как он оценивает Андрея Тарковского-юношу: «…производит удручающее впечатление. Ничего из него не выйдет» (с.511).

    Это плотный текст, насыщенный информацией, и поэтому сложный в восприятии (плюс мелкий шрифт примечаний), очень ценен как источник информации по истории отечественной культуры, но рекомендовать его я могу лишь тем, кто действительно интересуется этой темой и этой эпохой.



    © Как много писателей, как мало читателей…

    0    0

  • 4/5

    У этой книги очень точное название. Ибо Лев Горнунг в первую очередь был все-таки не поэтом и не фотографом, а именно свидетелем - целой эпохи. Странным образом этот вполне обычный человек оказался знаком практически со всей творческой элитой, с кем-то близко, с кем-то шапочно. Горнунг встречался с Ахматовой, Парнок, Мандельштамами,Михаилом Роммом,Кузминым,Волошиным, Пастернаком, был крестным отцом Андрея Тарковского, играл с маленькой Софьей Прокофьевой. В обширном списке его знакомств нет разве что Гумилева, но с него-то история этого дневника и началась. Потрясенный судьбой поэта,Горнунг начал собирать его стихи и писать сам. Личных трагедий в жизни Горнунга хватило бы на несколько человек: ранний уход отца из семьи, нищета, трагическая смерть двух сестер, тяжелая болезнь любимой жены, постоянные аресты близких друзей, собственная слепота.Реализовать себя в творческом плане ему не удалось - разве что в качестве мемуариста. Данная книга - своеобразная компиляция разрозненных дневниковых записей, которые Горнунг в силу своих непростых обстоятельств вел как придется. Составитель проделал титанический труд, отредактировав эту громаду и снабдив ее множеством подробных примечаний. К сожалению, издательство превратило этот труд в мартышкину работу, разместив тексты примечаний внизу страниц. С одной стороны, читать так удобнее, с другой - примечания весьма обширны, а напечатали их микроскопическим шрифтом.Тест дневника неоднороден. По большей части это весьма банальные записи типа "пошел туда-то, сделал то-то" Иногда автор дает себе волю и позволяет высказаться свободнее. Но в целом все складывается в интересную картину времени.Книга объемная, тираж небольшой, бумага тонковатый белый офсет,есть вставки с фото.

    0    0

Добавить отзыв



2 ms.

 

Деятели культуры и искусства - издательство "АСТ"

Категория 1326 р. - 1989 р.

Мемуары - издательство "АСТ" »

1 ms.

Деятели культуры и искусства

Категория 1326 р. - 1989 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

31 ms