КаталогКниг.РФ

Книга: Метафизика (Аристотель) ; Азбука, 2022

Книга: Метафизика (Аристотель) ; Азбука, 2022

от 167 р. до 224 р.


Сравнить цены

Цена от 167 р. до 224 р. в 9 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Буквоед

5/5

204 р.
Минимальная сумма заказа 100 рублей
Book24

5/5

204 р. 259 р.
Мегамаркет

5/5

167 р. 204 р.
Яндекс.Маркет

5/5

167 р. 204 р.
Лабиринт

5/5

224 р. 307 р.
наличие уточняйте
09.02.2024
Читай-город

5/5

176 р. 239 р.
наличие уточняйте
24.11.2023
МАЙШОП

5/5

170 р. 282 р.
наличие уточняйте
08.02.2024
Подписные издания
222 р.
наличие уточняйте
22.04.2024
OZON
173 р.
наличие уточняйте
03.01.2024
AliExpress

5/5

Как купить или где мы находимся +

Описание

В настоящем издании представлен основополагающий труд Аристотеля (384–322 до н. э.), древнегреческого философа, одного из величайших мыслителей древности, ученика Платона и наставника Александра Македонского. «Метафизика» являет собой свод из 14 книг, объединенных под одной обложкой в I веке до н. э. Андроником Родосским, который и дал этому сборнику название (в сочинениях Аристотеля слово «метафизика» отсутствует). В редакции Андроника труд философа дошел до наших дней. В основу «Метафизики» легло учение Аристотеля о четырех первопричинах (или первоначалах) всего сущего, оказавшее значительное влияние на все дальнейшее развитие философской мысли.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Содержание

КНИГА ПЕРВАЯ (А)
Глава первая
Постепенное восхождение от чувственного
восприятия к познанию принципов: память, опыт,
искусство, наука. Превосходство искусства над
опытом, теоретических наук - над практическими.
Высшая наука - познание принципов, или мудрость
Глава вторая
Мудрый и мудрость. Удивление - источник
появления науки о первых началах и причинах.
Божественность мудрости
Глава третья
Четыре рода причин (начал): сущность и суть
бытия; материя и субстрат; источник движения;
цель. Древнейшие философы указали только
материальную причину вещей: воду (Фалес),
воздух (Анаксимен и Диоген), огонь (Гиппас и
Гераклит), землю (вместе с другими элементами -
Эмпедокл). Затем стали к материи присоединять
причину движения (за исключением тех, кто
считал совокупность вещей неподвижной). Ум
Анаксагора как причина миропорядка
Глава четвертая
Движущая причина у Гесиода и Парменида.
Двоякая причина движения у Эмпедокла: дружба и
вражда. Непоследовательность Эмпедокла.
Эмпедокл первый назвал четыре материальных
элемента, сводимые к основным двум. Начала
вещей у Левкиппа и Демокрита: полнота и пустота;
объяснение ими разнообразия вещей из очертаний,
порядка и положения атомов
Глава пятая
Начало вещей у пифагорейцев: число. Десять пар
противоположностей как начала (у некоторых
пифагорейцев). Противоположности в учении
Алкмеона. Единое неизменное бытие у элеатов, его
логический характер у Парменида, материальный
характер - у Мелисса. Попытка Парменида
объяснить мир человеческого "мнения".
Подведение краткого итога всем взглядам древних
философов на природу объясняющих мир начал
Глава шестая
Учение Платона о невозможности познания
чувственно воспринимаемых вещей и об идеях.
Причастность вещей идеям. Математические
предметы как промежуточные между идеями и
чувственно воспринимаемыми вещами.
Характеристика того, что есть общего в учении
Платона с пифагорейцами и что в нем отлично от
них. Роды причин у Платона
Глава седьмая
Вывод из разбора учений древних философов:
указывая четыре причины бытия, мы не упустили
ни один род причин. Признание материального
начала всеми мыслителями, движущего начала -
лишь некоторыми. Формальную причину затронули
сторонники учения об идеях. Целевая причина
никем не была сформулирована надлежащим
образом, хотя о ней и была речь у многих
Глава восьмая
Разбор учения тех, кто установил лишь
материальную причину, с точки зрения того, что в
них правильно и что нет. Критика учения
Эмпедокла. Разбор учения Анаксагора. Разбор
учения пифагорейцев как философов, поставивших
задачу познавать вещи, не воспринимаемые
чувствами
Глава девятая
Критика учения Платона об идеях. Гипотеза,
устанавливающая идеи, опрометчиво удваивает
число вещей, которые надо объяснить. Логические
дефекты в аргументации Платона. Разбор
взаимодействия между идеями и чувственно
воспринимаемыми вещами. Рассмотрение природы
чисел, к которым Платон пытался свести идеи, и
трудностей, возникающих при попытке
формулировать существо идей-чисел и при
объяснении из них вещей. Вывод о том, что
философы платоновской школы отвергли вещи и
причины, непосредственно данные, и установили
бесплодные начала; что природа геометрических
объектов несовместима с характером всего учения
в целом и что, поскольку эти философы установили
одни и те же начала для всех родов сущего,
получается, что познание их невозможно
Глава десятая
Общий вывод о том, что прежние философы
указали, и то нечетко, только упомянутые выше
четыре рода причин
КНИГА ВТОРАЯ (а)
Глава первая
Исследование истины. Трудность его обусловлена
не природой объекта познания, а слабостью
человеческой мысли. Надо быть признательным и
тем философам, взгляды которых не разделяешь.
Философия как познание истины, имеющей высшее
свое выражение в основных началах вещей
Глава вторая
Доказательство того, что не может быть
бесконечным число причин ни в пределах одного
рода, ни разных родов: познание было бы в таком
случае невозможным
Глава третья
Зависимость впечатления, которое производят на
слушателей разные способы преподавания, от
привычки слушателей к тем или другим формам
изложения. Необходимость для усвоения
различных дисциплин иметь соответствующую
подготовку. Характер изложения знания о природе
КНИГА ТРЕТЬЯ (В)
Глава первая
Необходимость продумать затруднения (апории),
возникающие при исследовании основных
философских вопросов. Общий перечень
философских вопросов, решение которых в одну и
противоположную ей сторону одинаково
порождает такие апорий
Глава вторая
Изложение 1-5-й апорий
Глава третья
Изложение 6-7-й апорий
Глава четвертая
Изложение 8-11-й апорий
Глава пятая
Изложение 12-й апории
Глава шестая
Изложение 13-14-й апорий
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ (Г)
Глава первая
Предмет первой философии - познание причин
сущего, поскольку оно сущее
Глава вторая ШЯ-
Связь всех родов сущего с сущим в первичном и
основном смысле - с сущностью. Предмет науки о
сущности. Необходимая связь между сущим и
единым. Предмет исследования философии - также
множество, поскольку противоположности
охватываются одним и тем же познанием.
Сопоставление области философии с областью
диалектики и софистики. Начала противоположных
друг другу вещей - предмет одной науки, так как
все противоположности возводятся к единому и
многому. Вывод о том, что предмет одной науки -
сущее как таковое и необходимые свойства его
как такового
Глава третья
Предмет первой философии - наиболее
достоверные и общие начала познания. Самое
достоверное из всех начал: не может одно и то же
вместе быть и не быть в одной и той же вещи
Глава четвертая
Невозможность доказать истинность начала
(закона) противоречия путем умозаключения.
Возможность опровергнуть тех, кто отрицает это
начало, если только они признают, что, говоря то
или другое, они вкладывают в свои слова
определенное значение. Последствия устранения
начала противоречия: упраздняется всякая
сущность и можно говорить только о случайном;
все вещи становятся тождественными.
Отрицающие на словах это начало в своих
действиях не могут не признавать его истинность
Глава пятая
Тесная связь теории о совместимости
противоположностей с тезисом Протагора об
истинности всякого представления. Необходимость
при выборе способов опровержения этих взглядов
выяснять, результат ли они реальных
философских затруднений, или они выставляются
лишь в целях спора. Источник реальных
затруднений и возможный выход из них.
Последствия отождествления знания с
чувственным восприятием. Критика учения о
всеобщей изменчивости, составляющего основу
для отрицания закона противоречия.
Опровержение тезиса Протагора об истинности
всякого представления
Глава шестая
Противоречивость требования дать обоснование
для первого начала всякого доказательства.
Критика теории Протагора, превращающей все
существующее в отношения и приводящей к
разным нелепым выводам при формальном анализе
понятий "представляемый предмет" и
"представляющий субъект"
Глава седьмая
Формулировка закона исключенного третьего и
обоснование невозможности его отрицания.
Причины отрицания некоторыми мыслителями
начал всякого доказательства
Глава восьмая
Обоснование положения о том, что ошибаются и
те, кто считает все истинным, и те, кто считает
все ложным, равно как и те, кто всему
приписывает движение, и те, кто всему
приписывает покой
КНИГА ПЯТАЯ (Д)
Глава первая
Шесть значений начала: 1) исходный пункт
движения; 2) наиболее целесообразная отправная
точка; 3) исходная материальная основа вещи; 4)
внешняя причина возникновения, изменения или
движения вещи; 5) усмотрение, определяющее ход
дела; 6) предпосылки познания вещи. Указание на
то общее, что объединяет все значения начала
Глава вторая
Четыре значения причины: материя, форма, начало
движения и изменения, цель. Деление причин на
индивидуальные и родовые, основные и
случайные, существующие в действительности и
существующие в возможности
Глава третья
Определение элемента. Приложение термина
"элемент" к малому по содержанию и к простым
началам (к единице, точке, роду)
Глава четвертая
Шесть значений природы (естества): 1) процесс
порождения появляющихся на свет вещей; 2)
основная составная часть, из которой возникает
вещь; 3) источник движения; 4) неопределенная
материя вещи, неспособная изменяться
собственной силой; 5) сущность естественных
вещей, их форма, или образ; 6) всякая сущность
вообще. Основное значение природы - сущность
вещей, имеющих источник движения в самих себе
Глава пятая
Три значения необходимого: 1) условие, без
которого невозможна жизнь или благо; 2)
принуждение, противное естественному влечению;
3) то, что не может обстоять иначе, чем оно
обстоит на деле. "Невозможность быть иначе" -
существо необходимости и в двух первых
значениях необходимого и для необходимости
силлогистического доказательства. Двоякая
причина необходимости
Глава шестая
Приложение понятия единого: 1) к случайной
связи; 2) к тому, что едино по существу: а) если
вещь непрерывна; б) если у частей одна материя
или вещи принадлежат к одному роду; в) если
определения сущности вещей неотличимы друг от
друга. Единое как начало числа. Единое как
неделимое по числу и по виду. Логическое
единство (по виду, по роду, по аналогии).
Соответствие значений многого значениям единого

Глава седьмая
Четыре значения сущего: 1) существующее
привходящим образом (акцидентальное бытие); 2)
существующее в силу своей собственной природы
(в этом случае предмет обозначается через
предикат свойственной ему категории); 3)
истинность утверждения или отрицания, т. е.
соответствие их действительности; 4)
существующее как возможное или как
действительное
Глава восьмая
Четыре значения сущности: 1) простые тела и
состоящие из них предметы и части этих
предметов; 2) внутренняя причина бытия вещи; 3)
части и стороны вещей, сообщающие им основную
определенность и, стало быть, необходимые для
их существования; 4) суть бытия вещи, иначе - ее
форма. Два основных значения сущности:
последний субстрат, который уже не может
сказываться о другом, и то, что сообщает вещи
определяющую ее индивидуальность
Глава девятая
Приложение понятия тождества: 1) к случайной
связи; 2) к тому, что тождественно по существу: а)
если материя едина (по виду или по числу); б) если
сущность одна. Инаковы вещи, у которых форма
не одна или материя не одна. Различны вещи,
которые, будучи тождественными по виду, роду
или по аналогии, инаковы по отношению друг к
другу. Сходны вещи, в которых тождественные
черты преобладают над различиями
Глава десятая
Противолежащее и его четыре вида:
противоречие, противоположное (противное),
соотнесенное и обладание или лишенность.
Зависимость значения тождественного, инакового
и противоположного от различных значений
единого и сущего. Вещи, отличные по виду, и
вещи, тождественные по виду
Глава одиннадцатая
Четыре значения предшествующего (того, что
прежде, или "первее") и последующего: 1) одно
"прежде", другое "после", считая от некоторого
естественного или условно принимаемого начала;
2) одно "прежде", другое "после" с точки зрения
познания; 3) по отношению к свойствам предметов;
4) по отношению к своей природе и сущности
Глава двенадцатая
Два значения dynamis как "способность" и как
"возможность". Способность и способное и
противоположные им неспособность и неспособное.
Невозможное и возможное. Dynamis в переносном
смысле - степень в математике. Основное
определение способности
Глава тринадцатая
Общее определение количества. Количество как
множество и как величина. Число и разные виды
величины. Количество как таковое. Количество
как привходящее (например, движение и время)
Глава четырнадцатая
Четыре значения качества: 1) видовое отличие в
сущности;2)математические предметы с их
качественной стороны (например, отдельные числа
в их специфическом своеобразии);3)свойства
сущностей, связанных с их движением и
деятельностью; 4) свойства, связанные с
определенной оценкой вещей. Сводимость
четырех значений качества к двум основным
Глава пятнадцатая
Соотнесенность подразумевает три рода
отношений: 1) отношение, выражающее
неопределенное или количественно-определенное
неравенство сторон (сюда принадлежат и
числовые отношения неравенства, сходства и
тождества); 2) отношение действующего и
претерпевающего; 3) отношение между
познаваемым и познанием. Соотнесенное само по
себе (как таковое) и соотнесенное привходящим
образом
Глава шестнадцатая
Законченно (совершенно): 1) (по количеству) то, в
чем наличествуют все относящиеся к нему части;
2) (по качеству) то, в чем наличествуют в
наивысшей степени положительные свойства его
рода (в переносном смысле - то, у чего получили
максимальное выражение его отрицательные
свойства); 3) то, что пришло к завершающему
хорошему концу. Законченное само по себе и
законченное через то или другое отношение к
законченной вещи
Глава семнадцатая
Четыре значения предела: 1) граница вещи, за
которой нет ничего, что относилось бы к этой
вещи; 2) форма, ограничивающая данную
величину; 3) цель, к которой направлено то или
другое движение или действие; 4) сущность вещи.
Отношение между пределом и началом
Глава восемнадцатая
"То, в силу чего" (или "по чему") подразумевает: 1)
форму и сущность вещи; 2) носителя того или
другого свойства; 3) источник движения; 4) цель
движения; 5) причину связи посылок в правильном
или ложном умозаключении. "Само по себе"
указывает на сущность вещи и составные части
этой сущности, на неотъемлемые свойства вещи,
на независимость вещи от посторонних причин и на
свойства, принадлежащие вещи в ее
индивидуальном своеобразии
Глава девятнадцатая
Расположение есть порядок вещи, имеющей части,
в пространстве, по значению частей или по виду
Глава двадцатая
Два основных значения hexis: 1) обладание,
пользование; 2) устойчивое состояние или
свойство
Глава двадцать первая
Четыре значения pathos: 1) качество,
допускающее изменения; 2) самые эти изменения;
3) изменения вредные, особенно связанные со
страданием; 4) большое несчастье и страдание
Глава двадцать вторая
Четыре значения лишенности: 1) отсутствие у
вещи естественного (не обязательно для нее)
свойства; 2) насильственное отнятие чего-то; 3)
отсутствие свойства, выраженное через
отрицательные частицы (например, неравное,
безногий);4)полное отсутствие какого-либо
свойства, ввиду чего между наличием его и
отсутствием остается место для промежуточного
состояния
Глава двадцать третья
"Иметь" ("держать") означает: 1) распоряжаться
предметом по своему усмотрению; 2) облекаться в
ту или другую внешнюю форму; 3) обнимать то или
другое содержимое; 4) не давать чему-то
двигаться или действовать по своему усмотрению
Глава двадцать четвертая
"Быть из чего-то" означает: 1) состоять из чего-то
как из (родовой или видовой) материи; 2) быть из
чего-то как из движущей причины; 3)
принадлежать к тому, что состоит из материи и
формы; 4) быть составленным как форма из
части;5)происходить из некоторой части другого;
6) происходить после чего-то во времени
Глава двадцать пятая
Часть означает: 1) в области количества: а)
всякую величину, входящую в состав какого-либо
количества; б) величину, принимаемую за единицу
измерения; 2) то, на что можно разделить вид; 3)
то, из чего состоит целое (форма и материя); 4) то,
что входит в определение вещи (род и видовые
признаки)
Глава двадцать шестая
Три значения целого: 1) то, у чего наличествуют
все полагающиеся ему от природы части; 2) то, в
чем некоторое множество объединяется в
единство; 3) количество, имеющее начало,
середину и конец, - когда его характер зависит от
положения его частей, - в отличие от
совокупности, где перемена положения частей не
имеет значения. Различие между "всем" и "всеми"
Глава двадцать седьмая
Указывается, какое целое может стать нецельным:
1) делимое на части; 2) то, которое не утрачивает
своей сущности при утрате какой-либо своей
части; 3) то, характер которого зависит от
положения его частей; 4) непрерывное,
связывающее в одно различные составные части.
Части, утрата которых делает вещь нецельной,
или не принадлежат к ее сущности, или находятся
на ее периферии, или не восстанавливаются
(естественным порядком), если они утрачены
полностью
Глава двадцать восьмая
Четыре значения рода: 1) группа существ, у
которых форма одна и та же и которые в
непрерывном ряду возникают друг из друга; 2) ряд
существ, имеющих одного прародителя; 3) общая
основа видовых отличий; 4) первая составная
часть определения вещи, обозначающего суть ее
бытия. Сводимость этих четырех значений к трем.
Различны по роду вещи, субстраты которых не
разложимы ни друг на друга, ни на одну и ту же
общую основу
Глава двадцать девятая
Значения ложного: 1) применительно к вещам: а)
ложна вещь, свойства которой не совместимы друг
с другом; б) ложна вещь, которая кажется не тем,
что она есть, или тем, что она не есть; 2)
применительно к высказываниям: ложно
высказывание, относящееся не к тому предмету, о
котором оно было бы истинно (критика тезиса
Антисфена, согласно которому о каждом предмете
возможно лишь одно высказывание); 3)
применительно к человеку: лжив тот, кто отдает
предпочтение ложным высказываниям и старается
внушить другим веру в них. Вскрывается
обманчивость рассуждения в диалоге Платона
"Гиппий Меньший" о тождестве лживого и
правдивого человека: смешивается умение лгать с
намерением лгать
Глава тридцатая
Два значения присущего привходящим образом: 1)
то, что находится в вещи не по необходимости и не
в большинстве случаев и причина чего случайна; 2)
то, что хотя и не принадлежит к сущности вещи,
однако есть необходимое следствие ее основной
природы
КНИГА ШЕСТАЯ (Е)
Глава первая
Предмет первой философии - начала и причины
сущего как такового. Отличие ее от учения о
природе и от математики. Третья теоретическая
наука - о божественном
Глава вторая
Случайное бытие, его характеристика; в нем
отсутствует какое-либо постоянство; его причина
случайна (это - материя);не может быть предметом
научного рассмотрения; близко к небытию; к нему
не применимо возникновение и уничтожение
Глава третья
Случайный характер причин и начал случайных
вещей и событий. Условия осуществления
необходимого бывают случайной природы
Глава четвертая
Бытие в смысле истины: соответствие между
связью в мысли (утверждением) и связью в
действительности, между разделением в мысли
(отрицанием) и разделением в действительности.
Небытие в смысле ложного: несоответствие в том и
другом случае. Отличие бытия в смысле истины от
основного бытия, на которое указывают категории

КНИГА СЕДЬМАЯ (Z)
Глава первая
Сущность как сущее, первое по времени,
определению и познанию. Необходимость
выяснения природы сущности для тех, кто хочет
познать сущее как таковое
Глава вторая
Краткое изложение взглядов
философов-"фисисшогов", а также пифагорейцев,
Платона, Спевсиппа и Ксенократа на сущность
Глава третья
Обычное различение четырех значений сущности.
Первый субстрат. Отклонение попытки свести
сущность к субстрату, если под субстратом
подразумевается материя. Целесообразность
рассмотрения в первую очередь чувственно
воспринимаемых сущностей, ибо общее
методологическое правило требует идти от того,
что более известно нам, к тому, что более
доступно познанию по своему существу
Глава четвертая
Суть бытия вещи, ее определение. Суть бытия
сущности и других родов сущего
Глава пятая
Рассмотрение определения. Невозможность дать
определение свойств, неразрывно связанных с
материей. Доказательство того, что определение
возможно только для сущности и что для других
родов сущего - лишь в ином смысле, путем
присоединения внешнего субстрата
Глава шестая
Отношение между сутью бытия отдельной вещи и
этой вещью. Доводы в пользу доказательства
того, что суть бытия вещи и сама вещь не
тождественны, если вещь дана в связи с каким-
нибудь случайным свойством, и тождественны,
если речь идет о вещи, как она есть сама по себе
Глава седьмая
Три типа возникновения. Общий характер материи
и формы в физических процессах. Характер и роль
формы в области человеческого делания.
Обозначение возникшей вещи именем,
производным от названия материи, изменяющейся
в процессе возникновения
Глава восьмая
Доказательство того, что форма (подобно
материи) не возникает, а лишь реализуется в
данном субстрате и что возникает лишь
индивидуальная вещь, слагающаяся из материи и
формы. Критика в этой связи учения Платона об
идеях (если бы существовали идеи Платона,
возникновение индивидуальных вещей не имело
бы места). Подобие (но не тождественность)
рождаемого рождающему, принадлежность их к
одному виду
Глава девятая
Объяснение причины, почему одни вещи
возникают и через искусство, и сами собой
("автоматически"), а другие нет (наличие или
отсутствие у материи способности к
самопроизвольному движению). Отличительная
особенность возникновения сущности
Глава десятая
Случаи, когда в определение сущности должно
входить указание на ее составные части и когда
нет: при обозначении сущности как формы следует
указать только части формы; если сущность
берется в смысле составного целого, то и
материальные части (хотя не всегда). Различение
двух родов материи - чувственно воспринимаемой и
умопостигаемой
Глава одиннадцатая
Необходимость для дающих определение
выяснить вопрос, какие части или стороны вещи
принадлежат форме и какие -составному целому.
Парадоксальные выводы пифагорейцев и
некоторых платоников, связанные с непониманием
этого вопроса. Различие в определении живых
существ и геометрических фигур. Подведение
кратного итога проблем, рассмотренных в 4-6-й,
10-й и 11-й главах этой книги
Глава двенадцатая
Исследование вопроса, почему части определения
сущности образуют нечто единое. Составные
части определения, получаемого путем
логического деления, - род и видовые отличия
(хотя бы одно). Решающее значение (в
определении) видовых отличий. Необходимость в
определении прийти к последнему отличию,
которое и будет составлять форму и сущность
вещи. Промежуточные видовые отличия в
определении - ненужные повторения
Глава тринадцатая
Рассмотрение вопроса, правомерно ли считать
общее сущностью. Доводы в пользу
отрицательного ответа на этот вопрос
Глава четырнадцатая
Непреодолимые трудности для сторонников учения
об идеях, возникающие в случае признания ими,
что вид слагается из рода и видовых отличий 195
Глава пятнадцатая
Доказательство того, что не может быть
определения ни для индивидуальных чувственно
воспринимаемых вещей (поскольку они обладают
материей и изменчивы), ни для идей (поскольку
сторонники идей признают их индивидуальными и
самостоятельно существующими)
Глава шестнадцатая
Возвращение к вопросу, какие вещи нельзя
считать сущностями. Части тел - сущности только
в возможности. Доказательство того, что единое и
сущее как таковые ввиду их общего характера не
могут быть сущностью вещей. Критика
сторонников идей за признание ими единого
(общего) во многом самостоятельно существующей
идеей
Глава семнадцатая
Сущность как причина вещи. Причинное
объяснение вещи как мотивировка наличного в
вещи сочетания признаков. Форма вещи при таком
объяснении - источник движения вещи и стоящая
перед вещью цель. Форма сложных вещей -не
какой-нибудь один из элементов вещи наряду с
другими, а особое начало, источник бытия
определенным предметом как таковым
КНИГА ВОСЬМАЯ (Н)
Глава первая
Сводка основных вопросов, обсуждавшихся в
книге VII (за исключением тех, которые
рассматривались в 7-9-й и 17-й главах книги VII).
Повторение мысли, высказанной в 3-й главе книги
VII, что сущность у чувственно воспринимаемых
вещей - субстрат (т. е. носитель всех свойств
вещи) в его трех различных значениях и что эта
сущность есть материя как основа всех родов
изменений
Глава вторая
Формальная сущность чувственно воспринимаемых
вещей - видовые отличия вещи, которых (вопреки
мнению Демокрита) много, характером которых
определяется смысл бытия вещи и которые, таким
образом, суть причины ее бытия. Ни одно такое
видовое отличие не есть сущность в собственном
смысле, но дело с ним обстоит так же, как с
сущностью. Три рода определения для чувственно
воспринимаемых вещей: касающиеся материи вещи
(бытия в возможности), ее формы (бытия в
действительности) и вещи как составного целого.
Третий род определений у пифагорейца Архита
Глава третья
Для исследования воспринимаемых чувствами
сущностей нет разницы, означает ли имя форму
вещи или вещь, состоящую из материи и формы.
Эта форма несводима к материальным элементам.
Признавать независимое от отдельных вещей
существование такой сущности возможно, лишь
поскольку речь идет о природе, образующей
единую истинную сущность естественных вещей.
Поэтому имеет некоторое основание тезис
Антисфена, что сущность вещи определять
нельзя, а можно лишь отмечать ее качественное
своеобразие (сопоставляя ее с другими), так как
определение заставляет различать в вещи
материю и форму. Необходимость мыслить форму
как особый принцип (принцип единства вещи), если
сопоставлять сущность с числом
Глава четвертая
Первая материя, общая всем вещам. Возможность
наличия нескольких материй у одной и той же
вещи и возможность получения из одной материи
различных вещей. Движущая причина одних и тех
же вещей, получаемых из разных материй, одна и
та же. Ближайшая причина вещи. Вечные вещи
либо не имеют материи, либо имеют только для
пространственного движения. Сущность - основа
физических процессов, которые как таковые не
сущности
Глава пятая
Возникновение одной вещи из другой,
противоположной первой, есть смена
противоположных форм у одного общего
субстрата. Отношение материи к этим двум
противоположным формам
Глава шестая
Причина единства определения не в самом
определении, а в единстве определяемого
предмета. Выяснение причины единства предмета
КНИГА ДЕВЯТАЯ (0)
Глава первая
Рассмотрение нового основного значения бытия -
бытия в смысле возможности и реальной
осуществленное™. Первая исходная его
формулировка - способность к деятельности.
Различного рода способности, восходящие к
первой. Совместимость активной и пассивной
способности в одном и том же предмете
Глава вторая
Различение способностей "разумных" и
"неразумных". Предрешенность результатов при
первых, возможность противоположных
результатов при вторых. Взаимоотношение между
способностью к благу и способностью как таковой
Глава третья
Критика тезиса мегарцев о том, что нет
возможности как таковой, отдельной от реальной
действительности. Нелепые выводы, вытекающие
из этого тезиса. Необходимость различать
способность (возможность) и действительность и
определение способности. Исходное значение
действительности
Глава четвертая
Отклонение попытки признавать способность, но
при этом отвергать необходимость ее реализации.
Необходимая связь бытия одного с бытием другого
предполагает необходимую связь способности
бытия первого со способностью бытия второго, и
обратно
Глава пятая
Различение и характеристика трех групп
способностей в зависимости от источника их
происхождения
Глава шестая
Бытие в возможности в противопоставлении бытию
в действительности. Возможность и
действительность применительно к
беспредельному, пустому и т. п. Различение
деятельности незавершенной (движения) и
завершенной, первой - с внешней, второй - с
внутренней целью
Глава седьмая
Одна вещь как возможность другой есть материя
последней, обозначаемой производным (от
названия этой материи) именем. Аналогичным
образом вещь получает такое производное
обозначение от названия тех или других качеств
Глава восьмая
Более общее понятие способности, под которое
подходит и природа (имеющая источник своего
движения в себе). Доказательство примата
("первее") реальной действительности над
возможностью и со стороны логической
формулировки, и с точки зрения сущности
(онтологически), и (в известном смысле) по времени
Глава девятая
Противоположная оценка блага и зла в отношении
их реализации и способности к ним (осуществление
блага лучше одной лишь способности к нему;
осуществление зла хуже способности к нему).
Познание свойств геометрических фигур через
деятельность
Глава десятая
Бытие в смысле истины и небытие в смысле
ложного. В отношении вещей сложных (соединение
предиката с субъектом) истина - в соответствии
между утверждением (или отрицанием) связи и
наличием (или отсутствием) ее в
действительности, ложь - в их несоответствии.
Бытие в этом случае есть фактическое или
необходимое наличие связи между субъектом и
предикатом, небытие - отсутствие или
невозможность такой связи. При только возможной
(непостоянной) связи субъекта и предиката одно и
то же высказывание о такой вещи может быть
истинным и ложным; при постоянной, неизменной
связи высказывание всегда или истинно, или
ложно. В отношении вещей несоставных знание
есть констатирование бытия и определенной
природы вещи. Для вещей неподвижных (хотя бы
и составных) высказывание не бывает в одно
время истинным, в другое время ложным (оно
может быть то тем, то другим только по
отношению к разным вещам одного вида)
КНИГА ДЕСЯТАЯ (I)
Глава первая
Четыре основных смысла единого: непрерывное,
целое, связанное в одно своей формой, единичная
вещь и общее. Мера - наиболее точное выражение
существа единого. Мера сродни измеряемому
(исключение - число). Знание и чувственное
восприятие как мера. Оценка тезиса Протагора о
том, что человек - мера всех вещей. Основное
значение для единого - быть мерой; для этого оно
должно быть неделимым либо по количеству, либо
по качеству
Глава вторая
Доказательство того, что единое как таковое не
есть отдельно существующая сущность.
Приблизительное тождество единого и сущего; они
не входят специально ни в одну категорию, но
одинаково связаны со всеми категориями
Глава третья
Противопоставление единого многому, прежде
всего как не-делимого (нераздельного) делимому
(раздельному). Благодаря чувственному
восприятию делимое (множество) по определению
(по понятию) "первее" неделимого. Связь единого с
тождественным, сходным и равным, многого - с
разным (инаковым), несходным и неравным.
Основные значения тождественного, сходного,
инакового, различного. Противоположность -
некоторый вид различия
Глава четвертая
Противоположность - наибольшее, законченное
(полное) различие в пределах рода.
Характеристика противоположного. Основная
противоположность - наличие того или иного
свойства и отсутствие его. Отношение между
противоречием и противоположностью, между
противоречием и отсутствием чего-то. Одно из
двух противоположных свойств есть всегда
отсутствие положительного, но не всякое
отсутствие создает противоположность (ибо
отсутствие бывает полным и частичным)
Глава пятая
Существо отношения между равным, с одной
стороны, и большим и меньшим, с другой, - некое
противопоставление. Равное как отрицание,
существо которого - в совместном отсутствии
обоих противопоставляемых ему большому и
малому. Аналог равному (не имеющий имени) в
отличных от количества областях - то, что в
пределах рода противопоставляется двум крайним
членам, находясь в промежутке между ними
Глава шестая
Единое и многое. Как большое (большее) многое
противополагается малому (меньшему), как
измеряемое количество (т. е. как число) - единому
как мере. Два как многое (во втором случае) и
немногое (в первом случае). В качестве меры и
измеряемого единое и многое противостоят друг
другу как своего рода соотнесенное
Глава седьмая
Промежуточное. Принадлежность его к тому же
роду, что и пределы, между которыми оно
находится и которые противолежат друг другу не
как противоречия и не как соотнесенные, а как
противоположные один другому. Всякое
промежуточное слагается из объемлющих его
предельных, не обнимаемых уже одним общим
родом противоположностей; это
противоположности основных видовых отличий.
Через сочетание с родом из этих основных
противоположностей образуются
противоположные видовые признаки, а из
сочетания основных противоположностей друг с
другом - видовые отличия промежуточного
Глава восьмая
Различие по виду имеется на основе одного и того
же рода, который в двух различных видах
оказывается другим (разным). Различие по виду
есть противоположение; здесь противополагаются
последние виды, не допускающие дальнейшего
деления. Нельзя говорить, что виды отличны по
виду от собственного рода и от видов другого
рода
Глава девятая
Объясняется, почему различия пола не есть
различия по виду (они, в отличие от последних,
связаны с материей вещи, а не с ее логической
сущностью)
Глава десятая
Проходящее и непреходящее отличны друг от
друга по роду (способность уничтожаться, так же
как и не допускать уничтожения, относится к
самому существу их). Поэтому не правы те
философы, которые относят идеи и
индивидуальные вещи к одному и тому же виду,
хотя первые непреходящи, а вторые преходящи
Глава первая
Разбор первых семи апорий, изложенных во 2-й и 3
-й главах книги III
Глава вторая
Разбор других апорий, изложенных в 4-6-й главах
книги III
Глава третья
Предмет философии - сущее как таковое.
Возведение разного рода сущего к одному
основному сущему (или единому). Восхождение
отдельных противоположностей к основным.
Объяснение, почему противоположности
составляют предмет одной науки. Промежуточное
между противоположностями есть отрицание
(отсутствие) основного положительного признака,
но лишь поскольку это положительное берется в
своей предельной логической завершенности (как
последний вид). Как математика рассматривает
различные свойства, полученные путем
отвлечения математических объектов, так
философия выясняет свойства, вытекающие из
природы сущего как сущего
Глава четвертая
Основные начала доказательства
рассматриваются первой философией. Математика
и учение о природе лишь части "мудрости"
Глава пятая
Начало (закон) противоречия - наиболее
достоверное в области бытия. Нельзя его доказать
из более достоверного начала, но можно показать
его необходимость, поскольку противником будут
приняты предопределяющие его предпосылки.
Показ нелепости отрицания закона противоречия
тремя способами. Тезис Гераклита, если признать
его правильным, заключает в себе свое
собственное отрицание. Если все ложно, то ложно
и утверждение об этом
Глава шестая
Близость отрицания закона противоречия к тезису
Протагора о том, что человек - мера всех вещей.
Устранение возникающего здесь затруднения
анализом породивших его оснований. Внутренняя
противоречивость точек зрения Гераклита и
Анаксагора
Глава седьмая
Изложение содержания 1-й главы книги VI
Глава восьмая
Привходящим образом сущее. Оно не есть предмет
ни одной науки и представляет интерес только для
софистики (в связи с этим Платон утверждал, что
предмет софистики - небытие). Причины
случайного лишены порядка и определенности.
Стечение обстоятельств (непреднамеренность).
Причины в собственном смысле "первее" причин
случайных (поэтому ум и природа "первее"
стечения обстоятельств и самопроизвольности)
Глава девятая
Движение - процесс осуществления возможного как
такового. Оно имеет место, пока длится процесс
актуализации. Возражения против взгляда на
движение как на инаковость, неравенство или
небытие. Неопределенность движения - результат
незавершенности возможного объекта как
такового. Движение - свойство движущегося
предмета, получающееся у него под влиянием
движущего предмета: у того и другого процесс
реального осуществления один, хотя бытие у них
разное
Глава десятая
Разные значения беспредельного. Доводы в пользу
доказательства того, что нет такого
беспредельного, существо природы которого
составляло бы беспредельность, и что невозможно
существование беспредельного чувственно
воспринимаемого тела. Различие и связь между
беспредельностью в величине, движении и
времени
Глава одиннадцатая
Изменения случайного бытия и бытия,
рассматриваемого в его собственной природе.
Основные моменты всякого движения.
Неподвижность предельных форм, между
которыми происходит движение. В бытии, которое
изменяется само по себе, изменение происходит
или между положительными, противоположными
друг другу свойствами, или между
противоречащими друг другу состо

Видео обзоры (1)

Метафизика. Часть 1.

Метафизика. Часть 1.запуск видео

 

О книге

Серияазбука-классика. non-fiction
ИздательАзбука
Год издания2022
Страниц416
Переплётмягкий
ISBN978-5-389-18326-1
Размеры11,50 см × 18,00 см × 1,50 см
Формат1.5/11.5/18
Автор(ы)
ТематикаИстория философии
Тираж3000
Переплет1.5/11.5/18
Возрастные ограничения16
Кол-во страниц416
ПереводчикАлександр Кубицкий
АвторАристотель
АвторыАристотель
Год публикации2022
ЯзыкРусский
Количество страниц416
Тип обложкимягкая
Возрастное ограничение16+
Вес0.21
ИздательствоАзбука
Жанрфилософия
Язык изданияРусский
Обложкамягкая обложка

Отзывы (4)

  • 5/5

    Я прочитала \"Метафизику\" Аристотеля в университете и была поражена ее сложностью. Это не легкоусвояемая книга, и мне потребовалось некоторое время, чтобы разобраться в ней. Однако, как только я начала понимать идеи Аристотеля, я была впечатлена его гением и способностью думать глубоко и широко. Я нашла много полезной информации, которую я могу использовать в своих исследованиях и которую я могу применить в своей жизни. Несмотря на то, что \"Метафизика\" может показаться слишком сложной, я думаю, что это обязательная книга для тех, кто серьезно интересуется философией и желает разобраться в глубинных законах бытия.

    0    0

  • 5/5

    во многом сложная, но весьма интересная и полезная для выявления истоков осознанного человеческого мышления (и заблуждений - в том числе) книга... Аристотель, фактически с нуля, формирует понятийный аппарат, которым, вот уже не протяжении двух тысячелетий, профессионально пользуется интеллектуальное меньшинство, а в рамках базового курса философии – не менее половины населения планеты... обязательная для ознакомления работа...

    0    0

  • 5/5

    Книга написана в стиле рассуждения (чем отличается от Платона, который обычно использовал диалоги). Аристотель описывает популярные в те времена теории, и таким образом можно рассматривать книгу не только как философскую, но и как историческую. Понравится всем, кто любит размышлять=)

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

Книги с похожим названием

Искать все [393]

Книги где автор: Аристотель

Искать всё

 

Философские науки. Социология - издательство "Азбука"

Категория 133 р. - 200 р.

История философии - издательство "Азбука" »

0 ms.

Философские науки. Социология

Категория 133 р. - 200 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

8 ms