КаталогКниг.РФ

Книга: Народ на войне (Федорченко С.) ; Лениздат, 2014

Книга: Народ на войне (Федорченко С.) ; Лениздат, 2014


Цены

Нет в наличии

В данный момент у нас нет информации о наличии данного товара в магазинах. Вы можете поискать его на других площадках ниже.


МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

Читай-город

5/5

МАЙШОП

5/5

Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года

Как купить или где мы находимся +

Описание

Как только не называли эту книгу критики двадцатых годов: "разительным художественным документом эпохи", "подлинной правдой о войне, о русском народе", "энциклопедией народной души". Популярный в то время журналист И. Василевский (He-Буква) писал, что "ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги".
Аналогов "Народа на войне" Софьи Федорченко (1880-1959) в истории русской литературы нет. До сих пор в кругу специалистов не утихают споры о том, что представляет собой эта книга - документальную запись, основанную на живых свидетельствах десятков сотен людей, или художественное обобщение автора. Софья Федорченко в разное время давала разноречивые комментарии к своему труду, чем лишь увеличивала замешательство литературоведов.
Перед вами - полное издание "Народа на войне". Первая часть книги в форме коротких высказываний русских солдат о Первой мировой войне вышла в 1917 году. Через восемь лет появилась вторая часть, охватившая период "керенщины". Третья часть - о Гражданской войне - долгое время была известна только в отрывках по журнальным публикациям 1927 года и лишь в 1983-м была напечатана целиком в томе "Литературного наследства". В составе всех трех частей "Народ на войне" издавался единственный раз в 1990 году.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


О книге

Автор(ы)
РазделСовременная русская проза
ИздательЛениздат
ISBN978-5-4453-0294-0
Возрастное ограничение16+
Год издания2014
Количество страниц448
Формат145x212мм
Вес0.48кг
СерияЛениздат
Кол-во страниц448

Отзывы (1)

  • 5/5

    В конце 1980-х – 1990-е гг. выходило много интересных книг, забытых за предыдущие годы. Какие-то из них впоследствии переиздавались, какие-то вновь ушли в литературное небытие. И если некоторые из этих публикаций были забыты вполне справедливо, то книга Софьи Федорченко оказалась задвинута на заднюю полку совсем незаслуженно.

    Впервые изданная в полном объеме в 1990 г., эта трилогия (Первая мировая – Революция – Гражданская война) достойна того, чтобы быть прочитанной и как произведение фольклорное («народ о войне»), и как образец беллетристики самого высокого класса («писатель о войне»). Скорее всего, как сплав того и другого (дело в том, что точно неизвестно, что именно в этом произведении принадлежит самой С.Федорченко, а что действительно было записано ею за многочисленными анонимными солдатами и гражданскими).

    Современники очень высоко оценивали вышедшее из-под пера Федорченко. Напр., Вересаев говорил, что это из «лучшего, что написано о войне». Записанное Федорченко стало восприниматься как образец подлинно народного творчества и цитировалось без всяких ссылок. Скажем, читателям трилогии Ал. Толстого «Хождение по мукам», возможно, неведомо, что эпиграф к роману «Восемнадцатый год» — «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого» — заимствован именно из книги Софьи Федорченко, из третьей ее части. Толстой не указал ни автора, ни книги, откуда он его взял.

    Книга С.Федорченко – это многоголосый хор, рассказывающий, кто подчеркнуто бесстрастно, кто не скрывая слез, кто со смехом, о том, чему они были свидетелями. Мы не видим их лиц (и никогда не увидим), не знаем жизненных обстоятельств, но они все равно с нами и никогда уже не исчезнут, продолжая рассказывать каждому новому поколению о случившемся с Россией. Это и настоящий документ, и мастерское произведение искусства, достойное внимания всякого неравнодушного к своей истории человека.

    С.Федорченко написала еще довольно много книг – и для взрослых, и для детей. В Литературе же она навсегда останется писателем, кто одним из первых вывел народ на первый план не как героя, а как автора, дав ему возможность высказаться от первого имени.

    Послушайте эти голоса.

    «А, как выскочил я (из окопа) — направо Алешка, налево Петренко. Кричим, бежим, упали... Зарываюсь, так быстренько стараюсь, а кругом пуля визжит... Вскочили, бежим. Алешка бежит, а Петренки нету... Думаю: «Как его убили, так и меня убьют; как его убили, так и меня убьют»... И чего это такая думка пришла, не знаю, а все думаю одно это... Добежал и сильно работал штыком, лиц просто не видел... Невредим вернулся... Глотка до того охрипла, три дни хрипел, с крику сорвал. В глазах туман белый, только скрозь него все и виделось, тоже дня три... А Петренку убили...»

    «Я сам свою семью и отправлял, думал — счастье найдется. Жене своей, как прощались, говорил: «Разыщемся, не горошинки, вместе будем троих своих детей, Васю, Настю и Марусеньку, в люди выращивать, как войну кончим». Сам их в теплушку устраивал, уютил их. Тут враг, тут взорвали поезд. Нашел я потом один посталочек кожаный, будто Марусенькин, завязочка синяя. А может, и не Марусенькин, много там деток было.»

    «Иду лесом, слышу ребячьи голоса. Гляжу: мальчик и девочка, вместе им годков восемь будет, за бугром приникли, роются в снегу чего-то. Я к ним, они носами в сугроб, затылки руками накрыли, молчат. Я хоть и не учитель и не мамка, а детей не обижаю. Только моя какая ласка? Огладил их все же кой-как, спрашиваю. «Отец,— говорят,— наш в этом сугробе убитый лежит. Повесили,— говорят,— его немцы, а он потом от ветру сорвался, потом на него этот сугроб намело. Нам же похоронить его хочется». Раскопал я им отцовский сугроб — ничегошеньки! Стоят ребята как зашибленные, глазам не верят. «Это,— я им говорю,— вот как вышло: верно, отец ваш не умер, а притворился. Полежал, полежал, встал и пошел. Идем-ка и вы, я вас из лесу выведу». Обрадовались, пошли со мной, за обе руки держатся, чисто как мои, бывало. Может, и правду им сказал, на счастье. Вышли мы из лесу, они свою деревнюшку увидали и туда. Кричат: «Прощай, дяденька!»

    «Лежит он наг, только на нем и осталось, что на груди икона да через лоб венчик. Одежду же всю его забрал кто-то. Ахнули мы, потом смотрим — в головах у него записка положена. «Идем мы,— написано,— живые, по острому морозу совсем почти голые. Мертвому же одежда ни к чему. Простите, христа ради. Мы же ему еще в головах и денежку положили, как положено, — на гроб да на саван». Денежка, точно, лежала.»



    Как много писателей, как мало читателей…

    0    0

Добавить отзыв



Книги с похожим названием

Искать все [10]

Книги где авторы: Федорченко С.

Искать всё

 

Художественная литература - издательство "Лениздат"

Категория 279 р. - 418 р.

Художественная публицистика - издательство "Лениздат" »

Художественная литература

Категория 279 р. - 418 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

38 ms