КаталогКниг.РФ

Порок - за порог! Золотая коллекция; Контакт-культура, 2019

Книга: Порок - за порог! Золотая коллекция; Контакт-культура, 2019

от 627 р. до 1738 р.


Сравнить цены

Цена от 627 р. до 1738 р. в 2 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

627 р. 896 р.
Яндекс.Маркет

5/5

1738 р.
AliExpress

5/5

Читай-город

5/5

МАЙШОП

5/5

Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года

Мегамаркет

5/5

Как купить или где мы находимся +

Описание

После Октября 1917 года руководители молодого советского государства ощутили острейшую необходимость формирования у рядовых граждан определенных нравственных ориентиров. Человеческие пороки и вредные привычки, постоянно проявляющиеся в повседневной жизни, влияющие на нравственную и социальную атмосферу в обществе и мешающие строить социализм, были признаны "врагами культурной революции" и объяв­лены вне закона. Главным оружием партии большевиков в этой бескомпромиссной борьбе стал плакат. Конец 1920-х годов явился периодом острейшего противостояния государственной задачи выполнения первого пятилетнего плана (1929-1932) и традиционной "русской беды" - всеобщего пьянства, лодырничества, воровства, бескультурья и половой распущенности. Миллионные малограмотные массы, привлеченные на стройки пятилетки, требовали не только обучения рабочим профессиям, но и нравственного перевоспитания. За создание плакатов на эти темы взялись ведущие карикатуристы и сатирики (В. Дени, К. Ротов, М. Че-ремных, Кукрыниксы), рекламисты и дизайнеры-конструктивисты (Д. Буланов, А. Левин,
A. Черномордик, И. Янг, художники ИЗОРАМа), живописцы, работающие в реалистической манере (П. Соколов-Скаля). Рабочий заказ на стихи к этим плакатам выполнял В. Маяковский. В последние годы жизни он написал десятки лозунгов, среди них выдающиеся: "Из рабочей гущи выгоним пьющих!" и "Курить бросим - яд в папиросе!" Самыми жесткими в антиалкогольной кампании 1929-1930 годов были фотомонтажный плакат ленинградца Д. Буланова "Папа, не пей!" и работа художников ИЗОРАМа "Помни. . . ", убеждающие силой своих кратких слоганов и впечатляющих образов. Однако они очерняли облик страны, строящей социализм. Широко принятыми народом стали плакат B. Дени "Долбанем!" со стихами Д. Бедного и сатирические работы, выполненные И. Янгом и А. Черномордиком на тексты В. Маяковского, чьи строки "Долой безобразников по женской линии. . . ", разъясняющие способ искоренения "полового хулиганства", легли и в основу листа К. Ротова. Портрет проститутки из стихотворения Д. Бедного "Ночная панель" продемонстрировал народу плакат "Стой!" - единственный на эту тему в нашей истории. В 1930-е годы в стране "жить стало лучше, жить стало веселей", и героями плакатов становятся передовики производства с безупречным нравственным здоровьем. Борьба с пьянством легла на плечи медицинских учреждений, а бытовые проблемы скрылись за дверями комнат в коммуналках. Партия большевиков не будет плакатно говорить о пороках в течение последующих двадцати лет.
Новое обращение в плакате к теме нравственности вызвали социальные процессы, происходившие в стране в середине 1950-х годов. Сотни тысяч молодых людей, направившихся на освоение целинных земель и природных богатств страны, встретились с сотнями тысяч заключенных, которые полтора десятилетия валили лес и добывали для страны уголь, уран и золото. Нравственные устои пошатнулись, а потребление доступного алкоголя ограничивал только невысокий уровень доходов населения. В эти годы блестяще проявился талант В. Говоркова - одного из выдающихся мастеров, по-настоящему оцененному нами только сегодня. Бесспорным его шедевром стал плакат "Нет!" (1954), герой которого выбрал трезвый образ жизни. Однако плакаты на стенах чайных и столовых, где свободно продавалось спиртное, не могли служить нравственным тормозом. Одновременно с ограничением продажи водки началась кампания по борьбе с пьянством, хулиганством и зарождавшейся наркоманией. Плакаты противопоставляли присущие коллективу передовые идеалы порокам - "пережиткам прошлого", заблуждениям, ставшим результатом неправильного воспитания в семье. Художникам, по выражению В. Маяковского, заказывался "портрет хулиганий". Молодежь, рожденная в социалистическом обществе, уже не могла быть публично объявлена его "врагом". Спекулянты, самогонщики, пьяницы, хулиганы, тунеядцы и расхитители стали объектом трудового перевоспитания - "плесенью". В 1961 году была принята Программа КПСС с "Моральным кодексом строителя коммунизма", где перечислялись "пережитки прошлого", с которыми надо бороться. "Искореним это зло!", "Позор!", "Вон!", "Порок - за порог!" - вот лозунги плакатов тех лет. Порогом, за который отправлялись "носители пороков", была стокилометровая зона вокруг столицы. Создатели плакатов обладали достаточным здравым смыслом и чувством юмора, чтобы умело сохранить художественную ткань своих работ даже в условиях жестких идеологических рамок. В стране установился хрупкий баланс интересов личности и государства: продажа спиртного после "часа волка" (11 часов утра) давала поступления в местные бюджеты, самогон варили из всего, что растет, повсюду рас­пивали "на троих", а провинившимся в одночасье обеспечивалось судом административное наказание в виде "пятнадцати суток" общественных работ. Начало 1980-х годов с выселением тунеядцев, борьбой с нетрудовыми доходами и созданием "Общества трезвости" стало последним этапом борьбы за нравственное очищение советского общества. Обличительные плакаты украсили стены медвытрезвителей, диспансеров и пресловутых ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев), но они уступали по остроте листам прошлых лет. Попытки же бороться средствами плаката с половой распущенностью и наркоманией в условиях общества, пронизанного ханжеством и лицемерием, изначально были обречены.
В последнее десятилетие XX века плакат лишился четкого социального заказа. За высокие нравственные устои российское общество стало бороться средствами журналистики. Что касается работ выдающихся мастеров прошлых лет, то мы ценим в них не только ясность мысли, но и умение их авторов не переступить грань, за которой искусство перестает быть таковым, чтобы сохранить оптимизм и веру в человека, ставшего героем вечной "порочной" темы.
Составители: А. Е. Снопков, П. А. Снопков, А. Ф. Шклярук

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Видео обзоры (1)

Пороки и их поклонники. 1 Серия. Сериал. Детективы. StarMedia

Пороки и их поклонники. 1 Серия. Сериал. Детективы. StarMediaзапуск видео

 

О книге

ИздательКонтакт-культура
ISBN4956959798,495-695-9798
Год издания2019
СерияТематическая папка. Золотая коллекция

Отзывы (1)

  • 5/5

    Плакаты размером 33 на 24 см, напечатаны на глянцевой бумаге

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

 

Графика - издательство "Контакт-культура"

Категория 501 р. - 752 р.

Культурология. Искусствоведение - издательство "Контакт-культура" »

0 ms.
ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

168 ms