КаталогКниг.РФ

Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 (Фуко Мишель) ; Наука, 2011

Книга: Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 (Фуко Мишель) ; Наука, 2011

от 692 р. до 4440 р.


Сравнить цены

Цена от 692 р. до 4440 р. в 4 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

768 р. 1536 р.
наличие уточняйте
12.03.2024
Яндекс.Маркет

5/5

4440 р.
наличие уточняйте
15.03.2024
МАЙШОП

5/5

692 р. 1193 р.
наличие уточняйте
12.03.2024
OZON
1870 р.
наличие уточняйте
03.01.2024
AliExpress

5/5

Читай-город

5/5

Мегамаркет

5/5

Как купить или где мы находимся +

Описание

Книга представляет собой публикацию лекций Мишеля Фуко, прочитанных им в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. Эти лекции следует рассматривать как составную часть диптиха вместе с прочитанным позже курсом "Рождение биополитики". Центральным понятием лекционных курсов является понятие биовласти, введенное Фуко еще в 1976 г. Оба курса нацелены проследить генезис этой "власти над жизнью", в возникновении которой автор видит одно из главных событий в истории человечества, поскольку само это понятие и соответствующие ему практики произвели наиболее радикальные перемены в способе человеческого существования. Конечная цель этих перемен - появление человека homo oeconomicus, "гражданского общества" и соответствующей им либеральной модели управления. Либеральное управление парадоксальным образом сочетает в себе принцип самоограничения власти и постоянное правительственное вмешательство с целью произвести, приумножить и гарантировать те свободы, в которых нуждается либеральная система.
Издание адресовано историкам, философам, экономистам и всем, кто интересуется современным состоянием западноевропейской мысли.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Содержание

Вместо предисловия
ЛЕКЦИИ 1977-1978 гг.
Лекция от 11 января 1978 г
Основная ориентация курса: исследование
биовласти, - Пять соображений относительно
анализа властных механизмов. - Система
законности, дисциплинарные механизмы и
устройства безопасности. -Два примера: (а)
наказание за воровство; (б) лечение проказы, чумы
и оспы. - Главные признаки устройства
безопасности (I): пространства безопасности. -
Пример города. - Три примера планировки
городского пространства в XVI и XVII вв.: (а)
"Метрополитен" Александра Леметра (1682); (б)
город Ришелье; (в) Нант.
Лекция от 18 января 1978 г
Главные признаки устройств безопасности (II):
отношение к событию: искусство управлять и
обращение со случайным. - Проблема голода в XVII
и XVIII вв. - От меркантилистов к физиократам. -
Различия между устройством безопасности и
дисциплинарным механизмом в способе обработки
события. - Новая рациональность управления и
возникновение "населения". - Заключение о
либерализме: свобода как идеология и техника
управления.
Лекция от 25 января 1978 г
Главные признаки устройств безопасности (III):
нормализация. - Нормация и нормализация. - Пример
эпидемии (оспа) и кампании прививок в XVIII в. -
Возникновение новых понятий: случай, риск,
опасность, кризис. - Формы
нормализации в дисциплине и в механизмах
безопасности.
Создание новой политической технологии:
управление населением. - Проблема населения у
меркантилистов и физиократов. - Население как
оператор трансформаций в знании: от анализа
богатств к политической экономии, от
естественной истории к биологии, от общей
грамматики к исторической филологии.
Лекция от 1 февраля 1978 г
Проблема "правления" в XVI в. - Множественность
практик управления (управление собой,
управление душами, управление детьми и т. д.). -
Специфическая проблема управления
государством. - Пункт отталкивания литературы
об управлении: "Государь" Макиавелли. - Краткая
история восприятия "Государя" до XIX в. -
Искусство управления в его отличии от простого
умения Государя. - Пример этого нового искусства
управления: "Зерцало политики" Гийома де Ла
Перьера (1555). - Управление, которое находит
свою цель в "вещах" для руководства. -
Отступление закона вследствие распространения
разнообразных тактик. - Исторические и
институциональные препятствия использованию
этого искусства управления до XVIII в. - Проблема
населения. Появление населения как основной
фактор устранения препятствий для применения
искусства управления. Треугольник
"управление-население-политическая экономия". -
Вопросы метода: проект истории "управленчества".
Чрезмерное внимание к проблеме государства.
Лекция от 8 февраля 1978 г
Зачем изучать управленчество? - Проблема
государства и населения. - Напоминание общей
задачи: тройная коррекция исследования а)
института, б) функции, в) объекта. - Цель курса
этого года. - Элементы истории понятия
"управление". Его семантический объем в XIII-XV
вв. - Идея управления людьми. Ее источники: а)
организация пастырской власти на дохристианском
и христианском Востоке; б) руководство совестью.
- Первый набросок пастырства. Его характерные
особенности: а) пастырство воздействует на
движущееся множество; б) пастырство - по
определению благотворная власть, целью которой
является спасение стада; в) пастырство -
индивидуализирующая власть. Omnex et singulatim.
Парадокс пастуха. - Институализация пастырства
христианской церковью.
Лекция от 15 февраля 1978 г
Анализ пастырства (продолжение). -Проблема
отношения "пастух-стадо" в греческой литературе
и мысли: Гомер, пифагорейская традиция. Редкость
метафоры пастуха в классической политической
литературе (Исократ, Демосфен). - Важное
исключение: "Политик" Платона. Использование
этой метафоры в других сочинениях Платона
("Критий", "Законы", "Государство"). Критика идеи
правителя-пастуха в "Политике". Метафора
пастуха в применении к врачу, землепашу, учителю
гимнастики и педагогу. - Неразрывная связь
западной истории пастырства как модели
управления людьми с христианством.
Трансформации и кризисы пастырской идеи до XVIII
в. Необходимость истории пастырства. -
Особенности "управления душами":
всеобъемлющая власть, расширяющаяся
параллельно расширению Церкви и отличная от
политической власти. - Проблема отношений между
политической властью и пастырской властью на
Западе. Сравнение с русской традицией.
Лекция от 22 февраля 1978 г
Анализ пастырства (окончание). - Самобытность
христианского пастырства по сравнению с
восточной и еврейской традициями. - Искусство
управлять людьми. Его роль в истории
управленчества. - Основные особенности
христианского пастырства в III-VI вв. (св. Иоанн
Златоуст, св. Киприан, св. Амвросий, св. Григорий
Великий, Кассиан, св. Бенедикт). (I) Отношение к
спасению. Экономия праведных и неправедных
деяний: а) принцип аналитической
ответственности: б) принцип полного и
моментального переноса; в) принцип обращения
жертвы; г) принцип взаимного соответствия. (2)
Отношение к закону: введение отношения полной
зависимости между овцой и пастухом.
Индивидуальное и пецеленаправленное
отношение. Различие греческой и христианской
форм апатейи. (3) Отношение к истине:
производство скрытых истин. Пастырское
поучение и духовничество. - Вывод: власть
совершенно нового типа, заявляющая о себе
появлением характерных для нее форм
индивидуализации. Решающее значение этой
власти в истории субъекта.
Лекция от 1 марта 1978 г
Понятие поведения/поводырства. - Кризис
пастырства. - Антиповодырские бунты в
пастырском поле. - Характерное для Нового
времени смещение форм сопротивления к
периферии политических институтов: примеры
армии, тайных обществ, медицины. - Проблема
словаря: "антиповодырские бунты",
"неповиновение", "диссидентство",
"антиповодырство". Антиповодырство в
пастырском поле. Исторический обзор: а) аскетизм:
б) общины; в) мистики; г) Библия; д)
эсхатологические верования. - Заключение:
ценность понятия пастырской власти для анализа
форм исполнения власти вообще.
Лекция от 8 марта 1978 г
От пастырской опеки над душами к политическому
управлению людьми. - Общий контекст этой
трансформации: кризис пастырства и
антиповодырские выступления в XVI в.
Протестантская реформация и контрреформация.
-Два примечательных явления: интенсификация
религиозного пастырства и расширение
поводырской проблематики, на частном и
публичном уровне. - Управленческий разум,
характерный для суверенитета. - Сравнение со св.
Фомой Аквинеким. - Разрушение космологического и
теологического континуума. - Вопрос об искусстве
управления. - Замечание о проблеме понимания в
истории. - Государственный интерес (I): новизна и
объект возмущений. - Три очага полемики о
государственном интересе: Макиавелли,
"политика", "государство".
Лекция от 15 марта 1978 г
Государственный интерес (II): его определение и
его главные признаки в XVII в. - Новая модель
исторического времени, подразумеваемая
государственным интересом. - Специфические
черты государственного интереса по отношению к
пастырскому управлению: (1) Проблема спасения:
теория государственного переворота (Ноде).
Необходимость, насилие, театральность. - (2)
Проблема послушания. Бэкон: вопрос о мятежах.
Различие между Бэконом и Макиавелли. - (3)
Проблема истины: от мудрости государя к
государственному сознанию. Рождение статистики.
Проблема секрета. - Призма рефлексии, в которой
возникча проблема государства. - Присутствие и
отсутствие элемента "население" в этой новой
проблематике.
Лекция от 22 марта 1978 г
Государственный интерес (III). - Государство как
принцип понятности и целесообразности. -
Функционирование этого правительственного
интереса: (А) В теоретических текстах. Теория
сохранения государства. (Б) В политической
практике. Отношение конкуренции между
государствами. - Вестфачьский договор и конец
Римской империи. - Сила, новый элемент
политического разума. - Политика и динамика сил. -
Первая технологическая система нового искусства
управления: военно-дипломатическая система. - Ее
цель: поиски европейского равновесия. Что такое
Европа? Идея "баланса". - Ее инструменты: (I)
война; (2) дипломатия; (3) введение постоянного
военного устройства.
Лекция от 29 марта 1978 г
Вторая технологическая система нового искусства
управлять согласно государственному интересу:
полиция. Традиционные значения слова до XVI в.
Его новое значение в XVII-XVIII вв.: расчет и
техника, позволяющие обеспечивать правильное
использование сил государства. - Тройственное
отношение между системой европейского
равновесия и полицией. - Различие положения дел
в Италии, Германии, Франции. - Тюрке де Майерн.
Аристодемократическая монархия. - Контроль за
деятельностью людей как основополагающий
элемент силы государства. - Объекты полиции: (1)
численность граждан; (2) .жизненные потребности;
(3) здоровье; (4) ремесла; (5) сосуществование
людей. - Полиция как искусство управлять жизнью
и благоденствием населения.
Лекция от 5 апреля 1978 г
Полиция (продолжение). -Деламар. - Город, место
появления полиции. Полиция и городская
регламентация. Урбанизация территории. Связь
полиции с проблематикой меркантилизма. -
Возникновение города-рынка. - Методы полиции.
Различие между полицией и юстицией. Власть
регламентирующего типа. Регламентация и
дисциплина. - Возвращение к проблеме зерна. -
Критика полицейского государства на основе
проблемы голода. Тезисы экономистов,
касающиеся цены зерна, населения и роли
государства. - Возникновение нового
управленчества. Управленчество политиков и
управленчество экономистов. - Трансформация
государственного интереса: (1) естественность
общества; (2) новые отношения власти и знания;
(3) ответственность за население (публичная
гигиена, демография и т. д.); (4) новые формы
государственного вмешательства; (5) статус
свободы. - Начала нового искусства управлять:
экономическая практика, управление населением,
право и уважение свобод, репрессивная функция
полиции. - Различные формы антиповодырства,
соответствующие новому управленчеству. - Общее
заключение.
Краткое содержание курса
Мишель Сенеляр. Контекст курса
Предметный указатель
Именной указатель

О книге

Автор(ы)
ИздательНаука
ISBN978-5-02-037115-6
Год издания2011
Кол-во страниц544
Размеры60x84/16
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus

Отзывы (2)

  • 5/5

    Мишель Фуко (1926-1984), французский философ, социолог, автор "бунтарских", антивластных концепций (идей) в исследовании социокультурной динамики западного общества. Данная книга в сочетании с другой "Рождение биополитики" акцентирует внимание на том, как неформальные правила (традиции), регулирующие отношения в обществе, постепенно формализуются, обрастают обязательными к исполнению задокументированными требованиями. А нормы для функционирования требуют контроль, санкции: наказания и поощрения. Так М.Фуко выводит читателя к механизмам образования социальных структур в истории человечества: рост населения->потребность в порядке->оформление структур власти от индивидуального (вождества) к коллективному (государственному: правительство, полиция, медицинские и образовательные требования) принуждению соблюдать порядок. Впоследствии идеи М. Фуко были использованы для критики тоталитарных режимов, хотя изначально (60-70е гг.) объектом нападок ученого был как раз порядок, формирующийся в Европе.

    Книга оформлена качественно, крепкая обложка, белая бумага страниц, шрифт вполне читаемый.

    0    0

  • 5/5

    Перед вами один из самых знаковых курсов лекций для мировой интеллектуальной жизни второй половины XX века! В "Безопасности, террритории, населении" Фуко разрабатывает такие концепты как "биовласть", "биополитика", описывает как современная власть переходит к управлению посредством калькуляции издержек и поддержании безопасности. Всё это знание стало основанием для критики современного неолиберального государства, но, как это часто бывает, в скором времени превратилось в дополнительную опору для его более эффективного функционирования.

    Издание очень хорошое, при том, что очень сложно качественно издать курс лекций, не сводя его ни к монографии, ни к транскрибации сохранившихся звукозаписей. Спасибо

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

Книги где автор: Фуко Мишель

Искать всё

 

Западная философия - издательство "Наука"

Категория 553 р. - 830 р.

Западная философия - издательство "Наука" »

0 ms.

Западная философия

Категория 553 р. - 830 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

7 ms