КаталогКниг.РФ

Нравственные письма к Луцилию (Сенека Луций Анней) ; АСТ, 2022

Книга: Нравственные письма к Луцилию (Сенека Луций Анней) ; АСТ, 2022

от 127 р. до 480 р.


Сравнить цены

Цена от 127 р. до 480 р. в 9 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Буквоед

5/5

296 р.
Минимальная сумма заказа 100 рублей
Book24

5/5

296 р. 359 р.
ЛитРес

5/5

127 р. 159 р.
электронная книга | скачать фрагмент
Мегамаркет

5/5

296 р.
наличие уточняйте
10.05.2024
Яндекс.Маркет

5/5

480 р. 552 р.
наличие уточняйте
09.05.2024
Лабиринт

5/5

289 р. 396 р.
наличие уточняйте
27.02.2024
Читай-город

5/5

240 р. 329 р.
наличие уточняйте
02.12.2023
МАЙШОП

5/5

281 р. 374 р.
наличие уточняйте
02.03.2024
Подписные издания
367 р.
наличие уточняйте
22.04.2024

Как купить или где мы находимся +

Описание

"Нравственные письма к Луцилию", адресованные младшему современнику Сенеки, прокуратору Сицилии, - итог философии и жизненного опыта философа. Это, вероятно, самое читаемое сочинение Сенеки начиная со Средних веков вплоть до настоящего времени. Написанные простым и мудрым языком, "Письма" и сегодня могут служить руководством по морально правильной жизни.
В настоящем издании представлено полное собрание писем Сенеки.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


О книге

СерияЭксклюзивная классика
ИздательАСТ
Год издания2022
Страниц640
Переплётмягкий
ISBN978-5-17-109472-0
Размеры11,50 см × 18,00 см × 2,50 см
Формат76x100/32
Автор(ы)
ТематикаИстория философии
Тираж21000
ПереплетМягкий переплёт
Возрастные ограничения16
Кол-во страниц640
АвторСенека Л.А.
АвторыСенека Л.А.
Год публикации2022
ЯзыкРусский
Количество страниц640
Тип обложкимягкая
Количество книг1
ЖанрФилософия
Вес0.307
Тип изданиякарманное
Возрастное ограничение16+
ИздательствоАСТ
Обложкамягкая обложка
Язык изданияrus

Отзывы (34)

  • 5/5

    Кажется, интереснее всего читать Нравственные письма так, как их читал я, ничего не зная о жизни Сенеки до этого и только перевернув последнюю страницу и прочитав обширную статью Ошерова о Сенеке в издании Литературные Памятники, понять, что многие наблюдения взяты из его собственной жизни и потому так эмоциональны и убедительны.
    Читать быстро Письма невозможно, а только так, как сам он в одном из первых писем советует читать все книги: неторопливо, тщательно переваривая прочитанное, выбирая из великих авторов себе "друзей". Очень много поверхностно прочитанных книг он сравнивает с знакомыми, но "друзья" могут завестись только от вдумчивого чтения.
    Нравственные письма имеют форму дружеских и доброжелательных наставлений Сенеки к другу Луцилию, управителю (прокуратору) Сицилии. Неизменно начинающиеся словами Сенека приветствует Луцилия и заканчивающиеся словами Будь здоров! , ранние и поздние письма достаточно неоднородны: вначале стоик Сенека цитирует Эпикура (основателя оппонируещего стоикам эпикурейства) и говорит о важности беречь время, поддерживать насущные потребности тела, но избегать излишеств, за которыми следует бедствия, избегать толпы, которая заряжает человека не свойственными ему в уединенном состоянии негативными эмоциями. Затем, постепенно развивается собственно стоическое учение.
    В основе человеческого бытия - фортуна, случай или же судьба, предопределенная богами. Это то на что мы не влияем. То что добыто не собственными усилиями и качествами, а получено по воле случая, также, по воле случая, может быть отобрано. Понимать это нужно в самом широком смысле. Человек смертен, подвержен болезням, может быть угнетен переменчивой властью, недоброжелателями, осужден толпой, и только особый образ жизни - согласно с добродетелями и природой - позволить сохранить душевное спокойствие и с пониманием принять свою судьбу. В основе этого образа жизни - честность. Всякая добродетель основана на честности, знании того что есть на самом деле, передаваемом словом conscious, то есть ко-знание. Добродетельная жизнь не имеет градации, а представляет собой некоторое абсолютное состояние (вроде нирваны на востоке - нет лучшей или худшей нирваны, она либо есть либо ее нет). Мудрец, по Сенеке и остальным стоикам, достиг такого добродетельного состояния. Остальным надо стать на путь достижения такого состояния и для начал попытаться избавиться от пороков: жадности, зависти, обжорства, тщеславия, и далее по списку. Процесс избавление от пороков может стать радостным, а не пыткой самоограничения, если понимать, что пороки - это болезни. Жадность как и обжорство никогда не может быть утолена. Тщеславие делает человека чувствительным к малейшим колебаниям "рейтинга". Преступление, даже не наказанное законом, держит преступника в постоянном страхе. Все эти пороки заставляют человека отдавать всего себя ради того, что на самом деле или ничего не стоит или же стоит очень мало.
    Все наше тупоумие заметно хотя бы из того, что мы считаем купленным лишь приобретенное за деньги, а на что тратим самих себя, то зовем даровым.Далее Сенека предлагает Луцилию заняться единственно достойным делом - философией. Прочие науки и искусства "созданы рабами", а равно и всякие изобретения (например, различные инструменты, геометрия, скоропись). Только философия достойна человеческого духа! Философия (надо понимать стоическая) и есть путь к состоянию мудреца.
    В поздних письмах, помимо презрения к человеческой изобретательности, разочаровывает идеализация первобытной жизни человечества в которой, якобы, человек не страдал от пороков, ел сколько было нужно, спал когда это установила природа (ночью), не обижал ближнего и т.д. Далее почти напрашивается вывод, что от всяких изобретений пошли излишества, а с ними и пороки! Впрочем, есть и позитив от такой идеализации. Сенека видит всех людей изначально равными и свободными. Даже раб свободен в стоическом смысле слова, пока он волен покончить с собой:
    Пока смерть подвластна нам, мы никому не подвластны. Главное в человеке - ум. Поэтому о смерти Сенека говорит
    Я не покину старости, если она мне сохранит меня в целости – сохранит лучшую мою часть; а если она поколеблет ум, если будет отнимать его по частям, если оставит мне не жизнь, а душу, – я выброшусь вон из трухлявого, готового рухнуть строения. Однако выброситься из строения Сенеке пришлось раньше чем оно стало трухлявым. Будучи воспитателем Нерона, Сенека во времена юности императора пользовался огромным влиянием на него, стал самым богатым человеком Рима (его состояние достигло 300 миллионов сестрециев). Пытаясь найти компромисс с Нероном, он был вынужден время от времени закрывать глаза на развивающиеся пороки будущего императора. Компромисс кончился тем, что Сенека написал речь, оправдывающую убийство Нероном своей матери Клавдии (которая ранее вернула Сенеку из ссылки и сделала наствником Нерона). Он вернул Нерону свои богатсва, пытался удалиться для занятия философией, но вскоре Нерон "пришил" ему дело о заговоре и приказал ему покончить с собой. Сенека вскрыл себе вены. Несмотря на уговоры Сенеки, покончила с собой и его жена.
    Напоследок, не могу не процитировать фразу, которая сейчас на вооружении у психологов:
    Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно, и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Тогда ты наверняка поймешь, что несчастье, которого ты боишься, или не так велико, или не так длительно.

    0    0

  • 4/5

    Прекрасное, полное сильных и мощных мыслей произведение. Оно кардинально меняет ход мыслей, отношение к множеству вещей: жизни, богатству, удовольствиям, славе, трудностям, храбрости, человечности. В чем-то мое мышление и раньше соответствовало догмам стоицизма, потому и остальные идеи принялись легко, с разбегу.
    Конечно, некоторые представления Сенеки далеки от современной психологии, науки. Но большинство идей актуальны до сих пор, и в чем-то с удивлением замечаешь черты 21 века. Удивительно, что некоторые вещи так и не изменились.
    Также интересно вскользь узнавать о культуре и обычиях Древнего Рима. О людях, которыми тогда восхищались. О тех, кого презирали. О нравах.
    Ни одна книга не потерпела от меня стольких издевательств - вся в выделителях (трех цветов - два успели закончиться), закладках, заметках на полях, стикерах с согласием/несогласием с идеями автора. Вся измята, изогнута, истрепана, будто прочитана не один раз. Страшно представить, что будет с ней после - ведь я заглядываю в нее постоянно, и дополняю, и наполняю, и забираю.
    Отличный первый глоток философии, после которого хочется еще и еще.

    0    0

  • 5/5

    Эта книга настолько прекрасна, что я даже думал роллить при помощи понябы (nevermind) «письмо дня», чтобы восхищаться мудростью автора постоянно!
    С такой позитивной ноты я и начну эту рецензию. Хоть ту идею я и отложил. Письма прекрасны: как я говорил когда-то, все философские книги вызывают у меня некоторое… несогласие, и полезного оттуда я выношу не так уж и много. Но Сенека превзошёл все ожидания. Конечно, не обошлось без брюзжания в последних письмах и «зачем всякой фигни наизобретали», однако это несильно подпортило впечатление от книги.
    Заодно и проблему свою с этими всеми философами увидел. Сенека выражает мои мысли относительно того, каким надо быть человеком, но при этом отношение к внешнему миру меня не так устраивает, тогда как прагматика и всякие Рэнд — как правило, наоборот. Потому не будем о грустном и о минусах стоицизма — большинство оных и так заметны невооружённым глазом, ибо эти пункты устарели.
    Но есть нечто, что не подвержено воздействию времени, и это универсальная мудрость. Здесь она хранится в советах относительно себя, своего духа, достоинства, чести, в конце концов. Идеалы не просто достижимы (ну, по крайней мере, по большей части), но и совершенно универсальны, да ещё и оправданы. Да, можно подойти с позиции того же эгоизма и их отвергнуть, но для того и нужны разные философские школы, чтобы был выбор! А без него невозможно найти своего.
    Сенеку не зря называли «первым христианином», или типа того, подразумевая его возможную переписку с кем-то из апостолов. Религиозные догмы и его учение в чём-то пересекаются (чего я не заметил в той же мере у другого стоика — Марка Аврелия, который, кстати, мне понравился поменьше). Разумный альтруизм, презрение жизни земной ради мира иного и так далее. Конечно, он не идёт до конца, оставаясь римлянином в лучшем смысле этого слова. Например, ничего предосудительного в самоубийствах он не видит, даже наоборот.
    Вообще, отношение к смерти — имхо самая жемчужина писем к Луцилию. Наверняка тот умер весьма достойно, если нет — плохой был ученик. В отличии от Марка Аврелия, Сенека не повторяет постоянно, что «жизнь коротка, в сравнении с космосом ничтожна, все мы там будем». Он констатирует факт более спокойно и советует не только философски это осмыслить, но и подойти с практической точки зрения, сделав смерть логическим завершением. Не трагедия, не празднество, просто умей уйти правильно и вовремя. Энивей, лучше это прочесть у него, меня не устраивает, как я передал его идею, пусть лучше и не получается.
    Но правильное отношение к смерти — это одно. Вон у Чорана тоже норм отношение, однако цена после этого у него не особо повышается. Годный, не более. Главное — сочетать с правильным отношением к жизни, что Сенека смог сделать. Ну чуть-чуть не прав, но об этом я уже сказал. Альтруизма в меру, достаточно мудрости, спокойствия и прочего — готово. И, повторюсь опять, важно, что нет ничего невозможного, за парой исключений (которые, бтв, и являются ошибочными, типа стремления к полному минимуму и всему такому).
    Собственно, такого философа я джва года и искал: умный, размеренный, понимающий, что может поучать, понимающий, почему может поучать. Highly recommended.

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

Книги с похожим названием

Искать все [18]

Книги где автор: Сенека Луций Анней

Искать всё

 

Западная философия - издательство "АСТ"

Категория 101 р. - 152 р.

Западная философия - издательство "АСТ" »

1 ms.

Западная философия

Категория 101 р. - 152 р.

ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

12 ms