КаталогКниг.РФ

Книга: Маскарад (Лермонтов Михаил Юрьевич) ; Вита-Нова, 2014

Книга: Маскарад (Лермонтов Михаил Юрьевич) ; Вита-Нова, 2014

16149 р.


Цены

Цена от 16149 р. до 16149 р. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

16149 р.
Читай-город

5/5

МАЙШОП

5/5

Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года

Как купить или где мы находимся +

Описание

"Маскарад" Михаила Лермонтова (1814-1841) - драма, сюжет которой построен на отрицании всякой "гармонии мира" или "возвышенного порядка". Через обличение благополучного в своей "веселости" светского общества и "блестящего, но ничтожного" века Лермонтов поднимается до бунта против всего устройства человеческой жизни, против Бога и морали, когда "преграда рушена между добром и злом".
В книге публикуется четырехактная, так называемая каноническая, редакция драмы, по которой Всеволод Мейерхольд в 1917 году на сцене Александринского театра поставил один из своих самых знаменитых и мистических спектаклей. В данном издании сценография Александра Головина (1863-1930), созданная для этой постановки, использована в качестве иллюстрационного ряда. Воспроизведен богатейший материал из собрания Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина - эскизы декораций, костюмов, бутафории, сделанные Головиным, - более восьмидесяти работ. Благодаря обширным приложениям у читателя появляется возможность узнать полную драматизма цензурную историю пьесы "Маскарад", познакомиться с рецензиями очевидцев премьеры спектакля, которая в силу рокового совпадения пришлась на начало Февральской революции, составить представление об истинной судьбе головинских раритетов, которые до недавнего времени считались утраченными.

Смотри также Характеристики.

Яндекс.Маркет


Видео обзоры (1)

Дагмар Урбанкова. Маскарад

Дагмар Урбанкова. Маскарадзапуск видео

 

О книге

СерияФамильная библиотека. Парадный зал
ИздательВита-Нова
Год издания2014
Страниц384
Переплёттвердый
ISBN978-5-93898-480-6
Размеры24,00 см × 17,00 см × 3,20 см
Формат70х100/16
Автор(ы)
ТематикаДругие издания
Тираж1000
Язык изданияРусский
Кол-во страниц384

Отзывы (2)

  • 5/5

    Настрадавшаяся пьеса

    Лермонтов написал "Маскарад" специально для сцены в 1835 году. Однако произведение ждала трудная судьба. Цензура долгое время отказывалась допускать пьесу к постановке и даже печатать.



    Сначала в ней усмотрели прославление порока (Арбенин в финале оставался безнаказанным), и тогда Лермонтов добавил в пьесу Неизвестного и четвертый акт, в котором Арбенин сходит с ума. Но пьесу все равно запрещают: придираются теперь уже к самому факту отравления невинной женщины. Лермонтов снова переделывает пьесу: как это ни покажется сейчас смешным, он делает Нину действительно неверной, после чего обманутый муж (Арбенин) оскорбленно покидает ее. Однако пьесу запрещают вновь. Почему так? Да потому что на самом деле пьеса в большей степени не устраивала тем, что в неприглядном свете показывала нравы высшего общества того времени, порочность, картежничество, дуэли, интриги.

    В 1852 году на сцене петербургского Александринского театра пьесу наконец поставили (спустя 17 лет после написания). Причем не всю, а выбрали лишь некоторые куски, которые опять же правили, но уже без автора. Например, изменили концовку: Арбенин не отравлял Нину, а закалывал кинжалом, и после реплики "Умри и ты ж, злодей!", которой в тексте Лермонтова не было, закалывался сам. Подчистили также бичующее изображение светского общества (получается, все, что раскрывало причины гибели героев). Несмотря на все ухищрения, зрители, газеты и критика предпочли постановку не заметить (от греха подальше).

    Маскарад – это высший свет Петербурга, вечно лживый, вечно в маске. За пышным блеском – порок и равнодушие. В центре пьесы романтический герой Арбенин. Он тоже плоть от плоти этого общества, но однажды он осознает всю его скверность, старается абстрагироваться от него и счастливо жить со своей любимой молодой женой Ниной. А что же прошлое? Оно не отпустит. Разве возможно чистое искреннее счастье в этом мире? Не в силах перенести того, что его благородный порыв подняться над этим порочным обществом не удался, Арбенин жестоко мстит той, которая (как он думает) обманула его надежды.

    Но на самом деле смерть Нины закономерна. Нина – единственная чистая душа, ей нет места в этом мире. Счастье здесь не живет. И Арбенин не может отправиться вслед за ней (ответ на многочисленные вопросы к пьесе, почему злого преступника Арбенина никто благородно не убивает на дуэли или он не убивает себя сам). Он – часть этого злого мира. И его место здесь. Но так как осознание этого ему невыносимо, то он как бы застревает (сходит с ума). Если бы Арбенин действительно изменился, то поверил бы своей жене и был бы счастлив.

    В дальнейшем немногочисленные постановки "Маскарада" также проходят без успеха, поскольку эпоха романтизма прошла, и в театре царит реализм. Уже никому не интересен герой-одиночка, совершающий поступок во имя романтической мечты. Заботой театра становится воссоздание на сцене реальных бытовых жизненных отношений.

    Только после постановки Мейерхольда в 1917 году (опять в Александринском театре) к пьесе приходит первый успех. Это был шикарный спектакль. Сценографом был великолепный Алексндр Головин (чьи рисунки сопровождают текст в этой книге). Один из известных декораторов-модернистов царской России, начинавший в Большом театре, работавший также в Париже для "Русских сезонов" Дягилева и во МХАТе. Выбор этих рисунков закономерен – они являются знаковыми, даже, наверное, самыми главными для данного произведения. Стоит взглянуть на эскизы декораций, костюмов к "Маскараду", становится понятно, что уже только вид открывшейся сцены не мог оставить зрителя равнодушным.

    Удаче этого спектакля способствовало и то, что Мейерхольд догадался перебросить акценты в спектакле в плоскость инфернальных сил, чтобы показать влияние на человека зла вообще, как такового. Фигура Неизвестного выдвигалась на передний план и представлялась чуть ли не дьяволом. На сцене царила завораживающая мистика. Плюс ко всему, показ разлагающейся верхушки общества в 1917 году пришелся тоже как нельзя кстати.

    Наконец-то для настрадавшейся пьесы наступил счастливый период, она словно родилась заново. Успех мейерхольдовской и дальнейших постановок 20 века доказывает, что для 19 века пьеса была слишком новаторской. Общество было просто не готово к подобному прочтению.

    Мейерхольдом был использован второй четырёхтактный вариант пьесы (первый, кстати, вообще не сохранился). Его сейчас в основном и ставят.



    Счастливец тот, кто может себе позволить обладать этим изданием. Я не могу. Но к счастью, я имела возможность многое из представленного на рисунках увидеть вживую. Нет, не в 1917 году, конечно) Во-первых, недавно в Александринском театре режиссер Валерий Фокин сделал свой спектакль на основе мейерхольдовского. Во-вторых, многие оригинальные костюмы можно увидеть в музее театра, сохранились даже прекраснейшие головинские занавесы и практически весь реквизит спектакля.

    Постановка Фокина – это спектакль и 1917-го года и уже 21 века. По мотивам эскизов Головина были созданы костюмы, воспроизведены на сцене некоторые детали декораций (на полное воссоздание, видимо, поскупились, все-таки в свое время это был самый дорогой спектакль русского театра). Звучит музыка Глазунова и Глинки. Инфернальное зло представлено в спектакле в виде пластических карнавальных зарисовок: в прозрачных кубах, словно в музейных стеллажах, демонстрируются людские пороки. Яркие, пестрые, шумные, они периодически выбираются оттуда и заполняют сцену. И среди них в черном маячит демоническая фигура Неизвестного. Пьеса опять купирована – в спектакле отсутствуют сцены игры, бала, обстоятельства потери Ниной браслета. Режиссер попытался еще яснее высказать мысль, что в произошедшей трагедии виновата не столько конкретная ситуация, сколько зло вообще, которое человечество пускает в свою жизнь, которое каждый человек пускает в свое сердце.



    На фото: два эскиза декораций Головина, фото со спектакля Мейерхольда, фото со спектакля Фокина, фото из музея театра (все из интернета).

    0    0

  • 5/5

    101 иллюстрация - сценография Александра Головина.

    384 страниц.

    Тираж 1000.

    Отпечатано в Финляндии.

    0    0

Добавить отзыв



1 ms.

Книги с похожим названием

Искать все [223]

Книги где автор: Лермонтов Михаил Юрьевич

Искать всё

 

Отечественная драматургия - издательство "Вита-Нова"

Категория 12919 р. - 19378 р.

Отечественная драматургия - издательство "Вита-Нова" »

2 ms.
ADS
закладки (0) сравнение (0)

 

preloader

10 ms